Самореализация и социальное здоровье человека

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Социальное здоровье – характеристика взаимодействия человека и общества, критерием принятия человеком социальных норм и ценностей данного общества. Социальное здоровье определяется приемлемостью ценностей общества, действительностью в соответствии с социальными нормами. Самореализация есть одна из форм реализации социального здоровья, рассматриваемая на примере железнодорожного транспорта.

Самореализация (от русского само – и лат. realis – вещественный, действительный) – реализация потенциала личности. Самореализация индивида обусловлена тем, что личностная самореализация представляет собой специфический определенный критерий в формировании личности профессионала.

Рассмотрим влияние профессиональной деятельности профессионала на примере железнодорожной отрасли, где железнодорожный транспорт динамично развивается, растут объемы перевозок грузов и пассажиров. На государственном и корпоративном уровнях решаются вопросы в области реформирования отрасли, транспортного обеспечения экономики страны, обновления основных фондов, безопасности движения и качество перевозок.

Железнодорожники составляют один из крупнейших отрядов трудящихся нашей страны, от работы которых зависит нормальное функционирование всех отраслей народного хозяйства. Поэтому охрана здоровья железнодорожников, борьба за их трудоспособность являются важной задачей социальной программы на железнодорожном транспорте.

Интересно
Одним из основных вопросов социальной защиты здоровья является проблема сохранения трудовых ресурсов. Особенно это касается профессий, связанных с безопасностью движения поездов (локомотивных бригад, поездных и маневренных диспетчеров, дежурных по станции и др.), т. е. тех категорий, к здоровью которых предъявляются повышенные требования.

При этом следует учитывать, что здоровье транспортных рабочих непосредственно связано с таким социально значимым критерием, как профессиональная пригодность, способствующая успешному выполнению трудовых задач с определенными требованиями и нагрузками при безусловном обеспечении безаварийной работы.

Отсюда и важность углубленного социально-экономического изучения потери профессиональной пригодности (в первую очередь лиц, связанных с безопасностью движения поездов), разработки мер медико-социальной профилактики, связанных с необходимостью совершенствования системы охраны труда и здоровья работников железнодорожного транспорта.

Наряду с изучением вопросов профилактики и потери профессиональной пригодности серьезного внимания заслуживает изучение общей заболеваемости, в том числе временной утраты трудоспособности. Она влияет не только на экономические показатели железных дорог, заводов и других производственных объектов и различных учреждений, но и является основной в потере профессиональной пригодности, что в дальнейшем приводит к инвалидности. Решение этих задач осложняется тем, что железнодорожный транспорт имеет в своем составе разнопрофильные подразделения и предприятия.

В трудовой деятельности многих ведущих профессиональных групп (машинисты, диспетчеры и др.) всё большую значимость приобретает характер трудового процесса как один из факторов риска развития различных заболеваний.

Общеизвестно, что специфика железных дорог – эта непрерывная работа основных служб (движения, локомотивной, вагонной, пути, пассажирской и др.) независимо от времени суток и года

Работники этих служб подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов: шум, вибрация, загазованность, запыленность, бактериальная загрязненность, переохлаждение и перегревание организма. Эти факторы могут влиять на возможность возникновения таких заболеваний, как тугоухость, вибрационная болезнь, пневмокониозы, контактные дерматиты, отравление химическими веществами.

Особенностью труда железнодорожников является круглосуточная работа подвижного состава и производственных предприятий, обеспечивающих перевозки. В связи с высокой интенсивностью работа железнодорожников требует большого внимания, быстроты и оперативности принятия решений, умения безошибочно ориентироваться в часто изменяющейся обстановке. Приспособление организма к сложному производственному процессу связано, прежде всего, с перестройкой физиологических функций и изменением работоспособности.

Работники железнодорожного транспорта могут сталкиваться с воздействием опасных и вредных производственных факторов: повышенный уровень напряжения в электрической цепи, отсутствие или недостаток естественного света, недостаточное освещение рабочего места, повышенная запыленность и загазованность воздуха в рабочей зоне (концентрация в воздухе вредных паров и газов), повышенный уровень шума и вибрации, влажность воздуха. Ликвидировать последствия неблагоприятных факторов практически невозможно из-за специфики производства.

Это подтверждается результатами исследования, проведенного авторами данного учебного пособия. Результаты анкетного опроса показали, что подавляющее большинство рабочих (41,7 %) работает в условиях: шума и вибраций, запыленности (20 %) и загазованности (13,3 %), низких температур (48,3 %), наличия сквозняков (26,7 %), недостаточной освещенности – 13,3 %.

Причем, если для работников управленческого звена ведущим фактором риска заболеваний является длительное пребывание в помещении (72,3 %), то для рабочих специальностей, напротив, работа на открытом воздухе (53,3 %), в условиях значительного перепада температур выступает основным фактором риска. Именно внешние условия неблагоприятным образом сказываются на профессиональную пригодность и здоровье железнодорожников.

Интересно
По данным Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены (ВНИИЖТа), например, общая сумма воздействующих на машиниста во время одной поездки раздражителей составляет около 7 тысяч, из них 800 являются производственно-сопутствующими.

Следует отметить, что труд машинистов локомотивных бригад протекает в особых условиях. Весь рабочий процесс осуществляется в кабине электровоза. Ограниченные размеры рабочего места, длительное сохранение вынужденной рабочей позы вызывают нарушение двигательной активности. В зависимости от нахождения электровоза в участке рабочей зоны отмечается неодинаковый микроклимат: в летний период при движении локомотива на машиниста оказывает действие струя воздуха, создавая сквозняк, зимой – пониженная температура воздуха в кабине.

Трудовая деятельность представителей данной профессии связана с постоянным или периодическим воздействием на организм экстремальных факторов. Во время работы машинист подвергается воздействию шума электровоза, вибрации, а также постоянно находится в зоне электромагнитного поля, которое вызывает близко расположенный контактный провод. Также к числу таких факторов относится опасность и ответственность выполнения трудовых задач, необходимость принимать решения и действовать в условиях дефицита информации и времени, принудительный темп работы, совмещенное выполнение операций и т. п.

Воздействие экстремальных факторов сказывается на уровне профессиональной работоспособности и состояния здоровья. Данная профессия требует от исполнителя быстрого переключения внимания с одного объекта на другой, причем иногда довольно часто. В связи с этим к функциям внимания и зрительному анализатору, эмоциональной устойчивости предъявляются повышенные требования.

Совмещенное выполнение операций, воздействие неблагоприятных социальных и физико-химических условий среды способствует росту нервно-эмоционального напряжения, которое влияет на состояние здоровье. Условия повышенного нервно-эмоционального возбуждения предусматривают повышенные требования к адаптационным возможностям работников, их психической усталости и физической работоспособности.

По результатам проведенного авторами данного пособия исследования выяснилось, что наибольшее утомление у рабочих вызывают санитарно-гигиенические условия (52 %), у служащих же утомление в большей степени связано с монотонностью трудовой деятельности (30 %), неудобной рабочей позой (18 %) и высоким темпом работы (24 %). Отметим, что у работников управленческого аппарата активное общение в коллективе считается негативным фактором трудовой деятельности (12 %).  Для рабочих это менее важно (3,3 %), что является вполне закономерным.

Современные масштабы производственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта достигли уровня, оказывающего негативное влияние на природную среду жизнедеятельности человека. Физические нагрузки в труде и особенности технологии производства оказывают неблагоприятные воздействия на организм. Кроме того, факторы производственной среды также оказывают влияние на здоровье и работоспособность лиц, занятых трудовой деятельностью в локомотивном депо.

Интересно
В системе мер повышения качества и эффективности работы на железнодорожном транспорте важное место отводится психофизиологическому обеспечению трудовой деятельности работников этих предприятий.

Исследованиями, проводимыми одним из авторов этого пособия (Соколова Т.Б.) установлено, что около 50 % грубых нарушений безопасности движения непосредственно связано с недостаточной профессиональной психофизиологической пригодностью работников локомотивных бригад. Среди причин отстранения машинистов и их помощников от рейса преобладают различные заболевания, которые составляют 60 – 77 % всех случаев отстранений.

Заболевания и предболезненные состояния проявляются в снижении точности восприятия и двигательной реакции машиниста, в нарушении устойчивости внимания и способности сопротивления фактору монотонности в трудовом процессе. Они отрицательно влияют на такие важные профессиональные качества, как бдительность, способность к быстрой и точной оценке создавшейся ситуации и принятию правильного решения в условиях дефицита времени. Поэтому изучение состояния здоровья работников железнодорожного транспорта является актуальной проблемой, решение которой заслуживает самого пристального внимания.

Комплексная направленность социально-гигиенических исследований может послужить основой разработки перспективных программ улучшения условий труда и охраны здоровья, позволит решить ряд принципиальных плановых организационных задач в области укрепления и сохранения здоровья железнодорожников.

Оздоровление трудящихся отрасли возможно только на основе достоверных данных по характеру заболеваемости всего контингента работающих

Для оценки состояния заболеваемости с утратой трудоспособности работников учитывались общие трудопотери и трудопотери по нозологическим формам заболеваний, которые наиболее типичны для данной категории трудящихся. В структуре заболеваемости, приводящей к временной утрате трудоспособности, преобладают такие нозологические формы заболеваний: органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и травмы, сердечно-сосудистой системы, а также периферической нервной системы.

Число календарных дней временной нетрудоспособности, связанных с уходом за больным, имеют тенденцию к снижению, что является одним из критериев новых экономических отношений между работодателем и работником. Полученные данные показали необходимость совершенствования условий производственной деятельности железнодорожников, разработки методов и форм повышения комфортности и удовлетворенности профессиональным трудом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)