Эмоции и чувства в профессиональной деятельности личности

Рассмотрим понятие «субъективное благополучие», которое подразумевает оценку человеком своей жизни и его эмоциональное отношение к различным аспектам собственной жизни.

Субъективное благополучие (СБ) – понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности.

Родственными понятиями для субъективного благополучия, используемыми в научной литературе, являются понятия «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье», среди которых чаще всего употребляется «счастье». Однако анализ показывает, что понятия «субъективное благополучие» и «счастье» не идентичны, так как при рассмотрении субъективного благополучия обычно исключаются такие объективные переменные, как доход и состояние здоровья.

Несмотря на различия трактовок понятия «благополучие», они в значительной степени сходны как в науке, так и в обыденном сознании. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного мира личности. Неслучайно понятие «благополучие» взято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве основного при определении здоровья как состояния полного физического, умственного и социального благополучия, а не только при отсутствии болезней или физических дефектов.

По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Благополучие связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека, в соответствии с которыми выделяют и различные типы благополучия (Шамионов Р.М.).

Социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит; это удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности и т. п.

Интересно
Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры, возможность свободно проявлять свою приверженность к ней и т. д.

Физическое (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие; ощущение здоровья; физический тонус, удовлетворяющий индивида.

Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования, её полнотной и стабильностью.

Психологическое благополучие — слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия − того, что связывают с гармонией личности

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны, поэтому отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия достаточно условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

Переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное и особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и, как следствие, на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности.

Представление о собственном благополучии или благополучии других людей, оценка благополучия, безусловно, опирается и на объективные критерии благополучия, успешности, здоровья, материального достатка и т. п. Но ещё раз подчеркнем, что это переживание в значительной мере обусловлено особенностями отношений личности к себе, окружающему миру в целом и к его отдельным сторонам.

Все внешние факторы благополучия при любых объективных характеристиках действуют на переживание благополучия опосредованно, через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обусловлены особенностями всех сфер личности, т. е. благополучие личности по самой своей природе является субъективным.  Таким образом, можно сформулировать следующее определение.

Субъективное благополучие (СБ) личности − это интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение к себе как личности, к жизни и к процессам, имеющее важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности.

Исходя из этого можно предположить, что при высоких потребностях, но низком уровне оцениваемой возможности самостоятельного удовлетворения потребности наступает субъективное неблагополучие, а обратное соотношение, вероятно, ведет к благополучию.

Уровень благополучия будет соответствовать удовлетворению потребностей разного уровня: витальных, социальных и идеальных. Такое построение согласуется с позицией А. Маслоу, согласно которой степень самоактуализации личности соответствует иерархической структуре её потребностной сферы, т. е. высшей формой субъективного благополучия является самоактуализация.

В связи с рассматриваемой проблемой важными представляются следующие положения концепции А. Маслоу:

  1. Благополучие и здоровье личности представляет собой непрерывный процесс восхождения и осуществления личностной самоактуализации.
  2. Открытое поведение личности, как критерий субъективного благополучия, определяется динамическим равновесием диалектическим связанными наборами ценностей развития и регресса.

Последнее раскрывает одну из основных функций субъективного благополучия − создание устойчивого равновесия между личностью и личностью, личностью и окружающим миром, которое позволяет высвобождать потребности более высокого порядка − общественные по своей природе.

Субъективное благополучие (СБ) существенно различается у лиц с разным соотношением притязаний и самооценки: чем выше уровень притязаний и меньше возможностей для их реализации, тем ниже индекс СБ, и, наоборот, чем больше возможностей для их реализации, тем выше благополучие. То есть феномен СБ связан не столько с потребностями и их реализацией, сколько с отношением личности к возможности их удовлетворения.

Субъективное благополучие обеспечивается не только внутренним физическим и психическим благополучием, но и состоянием духовно−нравственного здоровья социальной среды, что согласуется с основными положениями гуманистической психологии, базирующейся на интегральном строении здоровья личности, как оптимальном сочетании всех его показателей.

Западные исследователи в большей степени связывают субъективное благополучие с экономическими обстоятельствами жизни. Однако данные, полученные Р. Инглхарт, свидетельствуют о неоднозначности этой связи: не только субъективное благополучие связано с экономическим положением субъекта, но и экономическое положение связано с субъективным благополучием.

Существуют различия в критериях СБ, определяемых в том числе и культурными особенностями, например на понимание счастья влияет местоположение сообщества на континууме «индивидуализм-коллективизм». Также выявлена взаимосвязь СБ с трудовыми процессами: с наличием самого труда, с его содержанием, спецификой взаимоотношений, с социально-психологическими особенностями трудовой деятельности и т.д.

Анализом установлено, что психологический дискомфорт вызывают преимущественно внутриличностные противоречия, средовые же влияния играют гораздо меньшую роль. В группе факторов, связанных с переживанием внутреннего дискомфорта, определяющим является «чувствоодиночества». Причинами общего эмоционального дискомфорта личности также нередко выступают невозможность удовлетворения потребности сохранения или улучшения здоровья и проблемы в межличностных отношениях.

Интересно
Среди теоретических подходов, используемых для изучения субъективного благополучия, выделяют подходы: целевой, ценностный, субъектный, личностный, ситуативный, когнитивный и социально-психологический. Рассмотрим их. Целевой подход связан с ориентацией личности на конечную цель, соответственно благополучие возникает при достижении некоторой цели или предмета потребности.

В рамках ценностного подхода наибольший интерес представляет позиция С.Л. Рубинштейна, которая заключается в том, что соотношение между конкретным побуждением и результатом деятельности определяет «счастье» и удовлетворение, которое человек получает от жизни. То есть счастье имеет результирующий характер как следствие реализации других ценностей и целей, значимых и важных для личности.

Удовлетворенность жизнью является необходимым звеном в структуре активности личности, образуя механизм обратной связи между разными составляющими и этапами жизненной активности личности, влияя на ее последующий уровень и способы реализации.

Основная идея субъектного подхода связана с тем, что самосознание уменьшает ощущение благополучия, а концентрация личности на достижение субъективного благополучия может быть саморазрушительной. Следовательно, человек должен сосредоточиться на важных видах деятельности, а благополучие придет как побочный продукт.

Личностный и ситуативный подходы берут начало от философских течений Дж. Локка и И. Канта. Первый утверждал, что счастье − это сумма маленьких удовольствий, а Кант считал, что у человека существует глобальная склонность видеть всё в благоприятном свете, которая и влияет на его сиюминутные взаимодействия с окружающим миром.

Различия этих подходов в следующем. Во-первых, с позиций личностного подхода субъективное благополучия рассматривают как черту или предрасположенность личности, а ситуативного – как состояние, зависящее от определенной ситуации.

Во-вторых, по разному оценивается роль приятных событий в жизни человека. С одной стороны, утверждается, что отсутствие приятных событий ведет к депрессии, а с другой − наоборот, депрессия ведет к неспособности получать удовольствие от обычно приятных вещей.

В-третьих, выявляют: различные взаимосвязи между интерпретациями жизненных ситуаций и субъективным благополучием; различные психологические механизмы выработки личностью своего отношения к реальной действительности; взаимосвязи интерпретаций, формулируемых субъектом с личностными характеристиками.

С позиции когнитивного подхода пытаются объяснить предрасположенность некоторых людей к переживанию СБ посредством памяти, мышления или других когнитивных процессов. Если у человека более развита сеть положительных ассоциаций, то соответственно большее число событий «запускает» у него счастливые воспоминания и чувства.

Следовательно, такой человек склонен реагировать на большинство событий положительно. Так, например, Т. Шибутани утверждает, что поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения, а Д. Магнуссон считает, что влияние ситуации опосредуется так называемыми воспринимающе−когнитивными системами индивида.

В качестве основных признаков социально-психологического подхода выступают используемые социальные стандарты

Например, в модели социального сравнения человек использует в качестве стандарта других людей: если он в чем-то имеет преимущества над ними, то испытывает удовлетворение или счастье. В моделях адаптации и диапазона частоты в качестве стандарта используется прошлая жизнь человека: если текущая жизнь не хуже прошлой, то человек счастлив.

Изучение благополучия осуществляется, как правило, двумя способами:

  1. Определение объективных условий жизни.
  2. Выявление субъективных оценок жизни.

В рамках этих двух подходов благополучие рассматривается с точки зрения двух моделей: объективистской и психологической. Объективистская модель определяет благополучие как результат комбинации различных статистических показателей жизни. Психологическая модель построена на утверждении, что истинное значение благополучия отражено в субъективных ощущениях индивидов, которое формируется на основе уровня интеллектуального развития, жизненного опыта, эмоционального состояния и т. д.

Главными источниками благополучия являются социальные взаимоотношения, работа и досуг. Известно, что такие виды отношений, как романтическая любовь, брак и дружба – главные источники положительных эмоций, счастья и прочих аспектов благополучия, например психического и физического здоровья. Выявлено также, что счастье признается важнейшей составляющей качества жизни, причём более значимой, чем деньги, здоровье или сексуальная жизнь.

Существуют исследовательские данные о взаимосвязи субъективного благополучия (СБ) с множеством параметров: с доходом, занятостью, образованием, религиозными убеждениями, с браком и семьёй, наличием социальных контактов, с различными видами активности, гендерной принадлежностью, с биологическими факторами, с личными качествами и ситуативными факторами, с изменением социальной среды, с субъективной удовлетворённостью отдельными аспектами жизни.

Однако ни одна из этих переменных не определяет целиком уровень СБ, а лишь вносит определённый вклад. Таким образом, факторы, влияющие на СБ, являются детерминантами разного рода, уровня и обобщенности.

Субъективное благополучие, как явление психическое, содержит основные компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения

Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, связанной с пониманием текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, информационная или сенсорная депривация.

Эмоциональный компонент представляет собой переживание, объединяющее чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех сфер личности. Дисгармония в любой сфере личности вызывает одновременно и эмоциональный дискомфорт. Именно в нём отражено неблагополучие в разных сферах личности, поэтому СБ, как обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеет особую значимость для личности.

Структура эмоционального компонента содержит положительные и отрицательные эмоции, которые, находясь в сложной взаимосвязи друг с другом, одновременно коррелируют с общим уровнем субъективного благополучия, однако между собой их корреляции могут быть различными в зависимости от ряда условий:

  • во-первых, положительный и отрицательный аффекты отрицательно коррелируют друг с другом в отношении частоты возникновения, т. е., чем чаще человек испытывает один аффект, тем реже он испытывает другой;
  • во-вторых, положительный и отрицательный аффекты связаны положительными корреляциями в отношении интенсивности, т. е. человек, испытывающий в жизни более интенсивные положительные эмоции, склонен испытывать также и более интенсивные отрицательные;
  • в-третьих, при измерении средних уровней положительных и отрицательных аффектов в течение длительных периодов времени выявляются низкие корреляции между ними, т. е. средние уровни являются результатом как частоты, так и интенсивности аффекта.

Поведенческий компонент связан с процессами самореализации и самоактуализации, он включает конкретные формы поведения личности, которые позволяют улучшать качество жизни на всех уровнях. Таким образом, составляющими субъективного благополучия являются: суждение об удовлетворённости жизнью; положительные и отрицательные эмоции, различные по частоте и интенсивности, и уровень самоактуализации.

В качестве функций субъективного благополучия выделяют:

  1. Регулятивную, или функцию адаптации − регуляция внутреннего самоотношения, самочувствия, а также взаимоотношения с внешним миром, усиливающая адаптационные возможности человека в восприятии себя и своей жизни.
  2. Функцию управления когнитивными процессами, обеспечивающими адаптацию и интеграцию личности в социуме, реализующуюся в их консолидации и организации при соотнесении актуальных и имеющихся в «арсенале» знаний и чувственного опыта.
  3. Функцию развития, обеспечивающую творческое движение как в сторону саморазвития, так и в сторону обеспечения внешних условий для удовлетворения высших потребностей и приведения всей системы в равновесие.

Механизмы субъективного благополучия обнаруживаются в сфере социализации. Именно социализация создает ориентиры для квалификации благополучия по многим основаниям. Поскольку СБ несет в себе оценку, основанную на социальном сравнении, сопоставлении, то она «градуируется» по шкале «субъективное благополучие» – «неблагополучие» и от локуса на этой шкале зависит направленность активности и сила мотивации.

В связи с этим возможны два основных варианта сравнения: оценка себя и своей благополучности в сравнении с другими или обобщенной личностью и благополучность других в сравнении с собственной благополучностью.

Активность также может быть направлена либо во вне, либо внутрь, либо вообще отсутствовать в случае недостатка мотивирующей силы. Например, рефлексия и интеллектуализация создают, с одной стороны, условия для осознания неблагополучия, а с другой − открывают массу возможностей, что может стать фактором благополучия.

Основным показателем субъективного благополучия (СБ) является такое единство чувства и знания, которое позволяет личности быть самоэффективной, самодостаточной, что происходит благодаря успешной реализации мотива и общественного признания этого достижения. Оценка может быть реальной или представляемой, непосредственной и опосредованной, немедленной и отсроченной.

В любом случае личность соотносит то, что она делает, с общественными нормами, однако сами «нормы» могут существенно дифференцироваться в зависимости от условий социализации. В соответствии с изменением этих норм в масштабе малого и большого социума меняется и фокус субъективного благополучия.

Следовательно, СБ зависит от результатов социализации и от того, что является для субъекта наиболее важным, ценным, какова степень стремления к чему-либо. В соответствии с типологией ценностных ориентаций и мотивационной структурой личности можно выделить и определенные типы СБ: материальное благополучие, личностное (смысловое) самоопределение, социальное («отношенческое») самоопределение, личностное (характерологическое) благополучие, профессиональное самоопределение и рост, физическое и психологическое здоровье.

В субъективном благополучии прошлое и будущее находятся в тесных связях между реальностью и возможностью, однако следует отметить, что и сама эта связь также обеспечивает благополучие.

Образ будущего основан на прошлом, однако существуют разные варианты этого образа

Для одних благополучие существует как бы изначально, чаще всего это самодостаточные люди. Для других оно складывается в процессе преодолений различного рода внешних и внутренних препятствий, благодаря чему укрепляются волевые свойства личности, «закаляется» сама личность, усиливается её «самоэффективность». В первом случае благополучие становится катализатором пассивности, во втором− активности. Для третьих субъективное благополучие – «та звезда», к которой стремятся, и это стремление лежит в основе большинства изысканий. Для четвертых – оно является недостижимым.

В становлении субъективного благополучия немалую роль играют институты социализации, которые создают не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты «самоэффективности», успешности. Осознание своей социальной успешности является одним из «определителей» СБ, равно как и обратное − человек, являющийся благополучным в субъективном самовосприятии, обнаруживает в своём поведении гораздо больше «успешных» ситуаций, нежели неблагополучный.

Интересно
Вместе с тем, как подчеркивает У. Глассер, независимо от прошлых неудач и иных факторов (этнос, материальное благосостояние, культура и т. д.) первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все ранее неблагоприятные факторы могли быть нейтрализованы. Это означает, что достижение СБ возможно на любом отрезке жизненного пути. Таким образом, субъективное благополучие является критерием успешности во многих видах деятельности: в труде, в познании, в общении, в учении и в жизни в целом.

При рассмотрении субъективного благополучия в качестве критерия личностного здоровья важно акцентироваться на проблеме, связанной с направленностью личностной активности. Речь идет о благополучии, понимаемом по-разному в зависимости от общественно или индивидуально ориентированной личности, от эгоистической или альтруистической направленности.

Можно быть «благополучным», удовлетворяя лишь свои собственные амбиции, реализуя притязания и не соотнося ни своих желаний, ни последствий их реализации с микро− и макросоциумом. Следствие этого – внутренняя пустота и социальная изоляция, что приводит к невозможности реализации высших потребностей и снижению индекса субъективного благополучия в будущем. Вероятно, также ущербна и противоположная личностная позиция – альтруистическая.

Анализом существующих научных представлений о природе субъективного благополучия установлено, что его многоаспектность обусловлена, с одной стороны, интегральным, многоуровневым характером, а с другой – многообразием форм и видов его проявлений. В качестве рабочего нами принято следующее определение: «субъективное благополучие – это интегральная динамическая система субъективных отношений личности к различным аспектам своей жизни».

Основные измеряемые параметры, используемые при изучении субъективного благополучия: удовлетворённость, функциональное состояние человека и контекстуальные факторы, под которыми понимают характеристики природной среды, социальные и материальные условия жизни. Данные о влиянии объективных переменных на СБ часто имеют противоречивый, но опосредованный другими переменными характер.

Современная тенденция исследования детерминации субъективного благополучия основывается на разработке интегративных моделей влияния, учитывающих одновременное воздействие индивидуальных и институциональных объективных переменных.

Эмпирическое изучение структуры и критериев субъективного благополучия базируется на следующих положениях:

  1. Благополучие в большей степени относится к обобщенной оценке «жизни вообще», к удовлетворению тех потребностей, которым придается особый смысл.
  2. Высшей формой проявления субъективного благополучия в узком смысле (удовлетворённость субъективно-важными сферами деятельности) является самоактуализация.
  3. Характеризуется субъективное благополучие ощущением удовлетворённости.
  4. Феномен субъективного благополучия в первую очередь связан с субъективным отношением личности к возможности удовлетворения субъективно-значимых потребностей и их реализации, к событиям жизни и к самому себе.
  5. Субъективное благополучие взаимосвязано с психологическим и социальным здоровьем человека, его верой, надеждой, оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне. Оно является той питательной средой, которая обеспечивает всё необходимое для полноценного существования личности, её внутренней силы и оптимистичного настроя.
  6. Одна из основных функций субъективного благополучия – создание устойчивого равновесия между личностью и личностью, личностью и окружающим её миром, позволяющего высвобождать потребности более высокого порядка – общественные по своей природе.
  7. Удовлетворённость жизнью является необходимым звеном в структуре активности личности, образуя механизм обратной связи между разными составляющими и этапами жизненной активности личности, влияя на её последующий уровень и способы реализации.

Как считает К.А. Абульханова-Славская, «удовлетворённость или неудовлетворённость жизнью – сложное, но всегда обобщённое чувство состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизни. … Удовлетворённость – чувство верности, подлинности своей жизни – это порой едва ли не единственный источник наших жизненных сил, жизненной стойкости, жизненной инициативы, нашей способности идти вперёд».

Одним из качественных показателей профессиональной деятельности является удовлетворённость работой, которую следует рассматривать как психическое состояние, отражающее отношение к профессиональной деятельности, к отдельным её компонентам.

Удовлетворённость работой проявляется как положительное или отрицательное отношение к субъектам, объектам и событиям деятельности, как эмоциональное отражение процесса и результата труда, материального обеспечения, социального статуса субъекта труда и т. д. Поэтому «удовлетворённость работой» также принята нами в качестве одного из показателей субъективного благополучия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)