Личность как основание здоровья профессионала

Решение проблемы детерминации здоровья профессионала в процессе профессионализации возможно в русле системного подхода, согласно которому она представляет собой систему внешних и внутренних факторов.

Обобщенным выражением внешних детерминант служат нормы, традиции, ожидания, порожденные историческим развитием человечества, культуры, науки, производства, которые обнаруживают свою специфику в различных социальных условиях профессионализации, в конкретных группах.

В качестве внутренних детерминант здоровья профессионала выступают не только индивидные образования, но и структура ценностей, состояния и свойства, профессиональная направленность личности, профессионально важные качества личности и т. д., т. е. всё, что образуется в процессе профессионализации, составляя внутренние ее условия. Рассмотрение внешних и внутренних детерминант не может ограничиваться их абсолютизацией, необходимо введение категории, характеризующей их «отношения». Таковой является феномен удовлетворённости личностью различными аспектами собственной жизнедеятельности: своей жизнью, её качеством, здоровьем, работой – это так называемое субъективное благополучие (СБ) личности.

Интересно
По мнению С.Л. Рубинштейна, «личность есть общественная, а не психологическая категория …, однако сама личность как реальность, как кусок действительности обладает многообразными свойствами − природными, а не только общественными. … Психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей».

С.Л. Рубинштейн считал, что личность представляет собой не иерархию деятельностей, а иерархию разных уровней ее организации: высшие уровни личностной организации выступают как ведущие по отношению к системе психических процессов, состояний, свойств и т. д. Следовательно, психологическое исследование личности необходимо осуществлять как на уровне социальных требований, предъявленных к индивиду, так и на уровне их собственно психологической индивидуальной реализации.

Б.Ф. Ломов считал, что психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни тем более как материально-структурные, так как они принадлежат к категории свойств, которые определяются как системные, а значит для раскрытия их объективного основания, индивида нужно рассматривать как элемент системы − общества.

Общая системная организация личности как нерасторжимость биологических, психофизиологических и социальных оснований наиболее полно рассматривается научной школой Б.Г. Ананьева

Главная идея учения Ананьева Б.Г. заключается в том, что в симптомокомплексах характеристик личности взаимодействуют компоненты разных уровней, связи между которыми, однако, не закреплены раз и навсегда. Одно и то же свойство более низкого уровня может стать компонентом разных свойств более высокого уровня.

По мнению Б.Г. Ананьева, социальный статус, социальные роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Отмеченные личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения и структуру общественного поведения, которые составляют второй ряд личностных свойств. Результатом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является, с одной стороны, характер человека, а с другой − его склонности.

Ананьев Б.Г. сформулировал проблему социальной востребованности в составе структуры личности различных свойств, качеств, функций человека (и не обязательно психических), опираясь на то, что далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности.

Он считал, что из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности, но вместе с тем, в эту структуру могут войти свойства индивида, относящиеся к биофизическим характеристикам организма. Структура личности включает на этом основании структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств. При этом личность у Б.Г. Ананьева определяется как субъект (и объект) исторического процесса.

Интересно
Таким образом, можно конкретизировать содержание двух уровней психологического анализа личности. На первом уровне выявляются и исследуются системные социальные качества личности, развитие которых активно стимулируется обществом в целом или отдельными его подсистемами.

На втором исследуются индивидуальные психологические свойства и процессы, которые обеспечивают формирование и функционирование тех или иных социальных качеств личности в зависимости от конкретной социальной ситуации развития. Кроме того, можно выделить компоненты психологической структуры личности, к которым относятся: мотивационная сфера, способности, характер и темперамент, опыт (знания, умения, привычки и т. д.), самосознание (структура и уровни Я-концепции, самопознание и самооценка, самоконтроль и саморегуляция и т. д.), которые со своей стороны могут не только конкретизироваться на более мелкие – элементы, но и объединяться в более крупные блоки.

Например, Б.С. Братусь считает, что сущность личности и сущность человека отделены друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, а это значит, что первое получает смысл и оправдание во втором, тогда как второе в самом себе несёт своё высшее оправдание. Действует, любит, ненавидит, борется не личность, а человек, обладающий личностью; через неё особым, только ему присущим образом, он организует свою деятельность, любовь, ненависть и борьбу.

«Нормальное развитие, подчёркивал Б.С. Братусь, – это путь обретения человеческой сущности посредством личности, которая является инструментом, способом конкретной организации этого пути. Он подчёркивает, что личность представляет особое, системное, несводимое к деятельности и не выводимое из неё образование; существенной её характеристикой является нравственно-смысловое отношение к действительности».

Личность – это инструмент, с помощью которого организуется и координируется путь обретения человеческой сущности, что подтверждает позицию А. Маслоу, который считал, что подлинная личность сама не только является своей основной детерминантой, но и отчасти «своим собственным проектом» и создаёт сама себя.

В соответствии со взглядами Л.С. Выготского А.В. Петровский и Ярошевский М.Г. предлагают рассматривать личность как особую форму организации взаимной активности данного индивида и других индивидов, где реальное бытие индивида органически связано с идеальным бытием других индивидов в нём (аспект индивидуальности) и где в то же время индивид идеально представлен в реальном бытии других людей (аспект персонализации).

Исходя из этого, теоретическая модель личности, как считает Петровский А.В., должна быть представлена как определяемое активной включённостью в общественные отношения системное качество их индивида, имеющее трёхзвенную структуру (интра-, интер- и метаиндивидную его репрезентации), развивающуюся в общении и совместной деятельности и ею опосредованную. Она выступает как обнаруживающаяся и опосредуемая социальной деятельностью идеальная представленность индивида в других людях, в его связях с ними, наконец, в нём самом – как представителе социального целого.

«Значительные изменения реальных отношений с миром способствуют переходу личности на новый уровень бытия при условии её сензитивности, высокой чувствительности к возможностям, заключающимся в новых для неё условиях, к запланированным и непреднамеренным результатам своей активности, к аккумулятивному опыту своей жизненного пути. Условиями поступательного развития личности являются её рефлексивное отношение к себе, способность творчески относиться к прошлому и настоящему, соединять их с будущим сквозными динамическими тенденциями. Реальный жизненный путь личности – лишь частичная реализация её возможностей.

Личность масштабнее, значительнее, богаче своих дел и судьбы. Преодолевая противоречие развития между преемственностью и безотносительностью к заранее установленному масштабу, человек поднимается над своим исходным бытием и преобразует его в одно из условий конструирования новых путей жизни». Таким образом, любые попытки понимать личность вне контекста реального процесса взаимоотношений субъекта в мире с самого начала обессмысливают изучение её сущности.

Рассматривать личность вне анализа деятельности – значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос: «для чего возникает личность как совершенно особая реальность?»

Эволюция образа жизни, развитие психики человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе приводят к появлению личности как особого «элемента» системы, обеспечивающего ориентировку в мире социальных отношений и преобразование образа жизни. Поэтому логическая операция изъятия личности из системы общества, из процесса взаимоотношений субъекта с миром, «потока» его деятельностей перекрывает дорогу к изучению закономерностей становления, развития и функционирования и самой личности и, соответственно личностного здоровья.

Следовательно, здоровье личности в условиях профессиональной деятельности детерминируется как особенностями и возможностями личности (активностью, целеустремлённостью, мотивацией, профессионализмом и т. д.), так и спецификой профессиональной деятельности (организационной культурой, условиями труда и т. д.). Первые составляют систему внутренних детерминант здоровья профессионала, вторые – внешних.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)