Социально-психологическая оценка профессионального здоровья личности

Перед современными российскими организациями железнодорожного транспорта стоят очень сложные задачи, реализация которых возможна лишь при условии обеспечения высокого уровня профессиональной подготовленности персонала.

Под профессиональной готовностью следует понимать желание субъекта выполнять все необходимые профессиональные действия и вести профессиональную деятельность на основе профессиональной подготовленности, что невозможно без морально психологического, физического и социального здоровья.

Поскольку здоровье – это интегральный показатель качества жизни в объективных её проявлениях, то изучение здоровья как социального феномена предполагает анализ таких характеристик, как: удовлетворенность жизнью, уровень осуществления своих желаний, материальное положение и величина дохода, отношения в семье, на работе, т. е. всё то, что определяет социальное благополучие. Для выявления этих и других индикаторов, характеризующих социальное здоровье работников железнодорожного транспорта, было проведено пилотажное исследование.

Следуя принципу необходимости одновременного изучения состояния здоровья, был проведен опрос 525 железнодорожников, работающих как в системе управления ДВостЖД (группа служащих), так и в производственной сфере (машинисты, слесари, осмотрщики вагонов и т. п., которые сформированы в группу рабочих).

Интересно
Опрос проводился с применением специально разработанной анкеты и фокусированного интервью, которое проводилось в индивидуальной и групповой формах (группы по 4 – 5 человек).

В исследовании нашла отражение идея акцента на различия профессиональной деятельности и гендерной принадлежности. Результаты проведенного опроса позволили выявить некоторые особенности самооценки удовлетворенности жизнью у мужчин и женщин как основного индикатора качества жизни современного человека.

В ходе исследования было определено, что в сравнении с мужчинами женщины в большей степени удовлетворены своей жизнью. Среди мужчин 47,7 % из числа опрошенных (преимущественно рабочие) высказали неудовлетворенность жизнью в целом, а 12,5 % женщин признались, что в полной мере не удовлетворены жизнью и осуществлением своих желаний.

Подобная закономерность выявлена в процессе сравнительного анализа при опросе представителей управленческого аппарата и непосредственно контингента рабочих. Как выяснилось в ходе исследования, в наибольшей степени удовлетворены своей жизнью служащие (49 % мужчин и 64,8 % женщин); у рабочих эти значения составили соответственно 38,6 и 56,3 %.

Закономерным можно считать более выраженную удовлетворенность мужчин своей профессиональной деятельностью (6,4 % – служащие; 4,2 % – рабочие), по сравнению с женщинами: 1,9 и 2,3 % соответственно. Это доказывает традиционность установки в нашем обществе мужчин на самореализацию, самосовершенствование в профессиональной деятельности, стремление расти по «карьерной лестнице».

Женщины же более удовлетворены личной жизнью (5,6 % – служащие и 20, 5% – рабочие) по сравнению с мужчинами (2,1 % и 12,5 % соответственно). Причем наибольшее число рабочих, удовлетворенных личной жизнью, можно объяснить меньшей притязательностью и требовательностью друг к другу, более ограниченным кругом потребностей и соответственно способами их удовлетворения. Как показали результаты исследования в целом, семья является главным источником социального благополучия как у мужчин, так и у женщин.

Работа, как и предполагалось, является важным фактором достижения удовлетворённости жизнью преимущественно у мужчин (14,3 %), общение же с друзьями и близкими в большей степени доставляет удовольствие женщинам (11,4 %). Следует отметить, что отношения в семье, на работе являются важными индикаторами качества жизни, определяющими ощущения благополучия и удовлетворенности жизнью.

Анализ данных, характеризующих работников железнодорожного транспорта, показал, что в большинстве случаев и у рабочих (75 %), и у служащих (85,2 %) отношения в семье гармоничные; напряжённые и конфликтные составляют 19,7 и 5,3 % у рабочих, 13 и 2 % у служащих.

Можно предположить, что служащие, как правило, имеющие высшее специальное образование, более уверенно владеют методами психорегуляции, снижающими напряжённость межличностных отношений, способны более эффективно строить гармоничные отношения в семье.

Следует заметить, что сохранение семьи и способность ее содержать являются ведущим мотивом, побуждающим заботиться о своем здоровье

Иначе говоря, потребность иметь крепкое здоровье обусловлено не только возможностью трудиться, иметь постоянный уровень дохода, быть уверенным в себе и в завтрашнем дне, но и ответственностью за свою семью, будущее своих детей.

В качестве основного мотива сохранения здоровья 24,8 % из числа опрошенных отметили намерение не обременять своими проблемами родных и близких. Это подчеркивает значимость для них здоровья как ценности, определяющей самостоятельность, независимость, защищённость, способность уверенно решать не только свои проблемы, но и родных и близких, достижения в целом психологического комфорта.

Мысль о том, что «лечение сейчас обходится дорого», побуждает работающих (15,5 %) заботиться о своём здоровье. Это подтверждает возрастающую тенденцию ответственного отношения к своему здоровью. Полагаем, что со временем, этот мотив станет более значимым в мотивационной структуре личности современного россиянина.

К сожалению, незначительным оказалось число респондентов (9,3 %), отметивших в качестве основного мотива – приобретение имиджа современного человека. В отличие от других цивилизованных стран, где приобретение физического имиджа является ведущей потребностью современного человека, в России это, к сожалению, не ценится должным образом.

При анализе степени удовлетворенности профессиональной деятельностью, как важного показателя качества жизни и благополучия, установлено, что более всего довольны выбором профессии и условиями деятельности представители управленческого аппарата железнодорожников (49,5 %). У основной части рабочих (41,7 %) отмечается неуверенность в этом, а 26,7 % рабочих вообще признались, что они не удовлетворены своей профессиональной деятельностью.

Полученные данные вызывают настороженность и соответственно необходимость решения задачи поиска, так называемых, факторов социального риска, определяющих негативное отношение к своей профессии. Результаты анкетного опроса показали, что относительно комфортно чувствуют себя на работе 40,6 % служащих и только 28, 3 % рабочих. Закономерным можно считать желание рабочих перейти на более легкий труд (8,3 %), что, безусловно, связано с тяжелыми условиями труда.

На низкую оплату труда указало большинство опрошенных из числа рабочих (55 %), при этом лишь 23,8 % служащих выразили желание иметь более высокую заработную плату. Неблагоприятные отношения в группе, как социально-психологический фактор риска, вызывающий дискомфорт на работе, отметили 18,3 % служащих и 11,9 % рабочих. Кроме того, 17,8 % служащих и 13,3 % рабочих указали на значимость других факторов, определяющих удовлетворенность условиями труда.

Интересно
Исходя из того, что важной характеристикой качества жизни и социального здоровья является уровень дохода, было проанализировано и материальное благосостояние работников железнодорожного транспорта. Выяснилось, что 41,7 % рабочих и 34,7 % служащих имеют средний уровень дохода, позволяющий семье удовлетворять свои потребности и даже кое-что откладывать; но для покупки дорогих товаров (холодильник, телевизор и т. п.) им приходится использовать кредит.

Относительно высок процент опрошенных, имеющих доход выше среднего (34,6 % служащие и 30 % рабочие), у которых покупка товаров длительного пользования в семье не вызывает трудностей, однако покупка машины, отпуск за рубежом пока ещё не доступны для данной категории работающих. Практически ни в чем себе не отказывают, осуществляя свои желания, 6,9 % работников управленческого аппарата и 1,7 % рабочих, что характеризует высокий экономический статус и соответственно комфортность и удовлетворенность жизнью.

Наряду с этим немалая численность респондентов (преимущественно, рабочих), имеют уровень дохода ниже среднего, где в семье хватает денег только на ежедневные расходы, а уже покупку одежды можно позволить, лишь взяв деньги в долг. Низкий уровень материального состояния, когда семья живет от зарплаты до зарплаты, занимая часто в долг на самое необходимое, имеют 8,3 % рабочих и 3 % служащих.

Выявленные данные о доходах работников железнодорожного транспорта вызывают тревогу. Так 73,4 % рабочих имеют уровень средний или ниже среднего. Что же касается управленческого звена, то количество опрошенных одинаково: и тех, кто относит себя к среднему и ниже среднего уровня (46,6 %) и тех, кто относит себя к высокому и выше среднего (41,5 %). То есть, чётко выражена дифференциация по уровню дохода, обеспечивающего удовлетворение потребностей семьи.

Работники управленческого аппарата, которые имеют высшее профессиональное образование, обладают более высоким экономическим статусом и соответственно большими материальными возможностями в удовлетворении своих потребностей и обеспечения качества жизни. Выраженное по социально-экономическому фактору расслоение определяет и различие в жизненных стандартах.

Что касается жилищных условий работников железнодорожного транспорта, то значительная их часть живёт в общежитии и коммунальных квартирах (31,8 %), в то время как служащие имеют в личной собственности дом и отдельную квартиру (59,2 %); государственную отдельную квартиру имеют 29,1 % рабочих и 39,2 % служащих.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)