Приоритетные модели здоровья профессионала

Приоритетные модели здоровья личности профессионала основываются на элементах человеческой культуры, включающих в себя традиции, историю, концепции, институты, практику, направленные на управление человеческой деятельностью. Все эти элементы можно назвать индексами моделирования личности здоровья профессионала, индикаторами которых являются показатели многообразия развития личности, которые вписываются в экономику и социальную жизнь общества, соответствуют потребностям общества и личности

Приоритетными индикаторами принятия модели здоровья профессионала выступает единство ресурсов личности, организационных способностей, обусловленных особыми технологиями и компетенциями.

Вне зависимости от вида прогнозной модели ее построение должно отвечать таким требованиям, как:

  1. Обоснованность, надёжность избранного инструментария сбора прогнозной информации, его соответствие целям, задачам и существующим техническим возможностям разработки прогнозной модели.
  2. Достаточность, полнота информации о прогнозируемом явлении, которые позволяют адекватно отражать его основные параметры, выявить существующие тенденции в его развитии.
  3. Точность выбора формализованных методов описания и анализа прогнозной информации, их способность учитывать в модели гипотетические изменения исследуемого явления на весь период упреждения.

Приоритетные модели здоровья профессионала основываются на факторном анализе многообразия развития личности, который позволяет:

  • выявить признаки (переменные), играющие существенную роль в развитии явления, значимые для моделируемого явления. Их выявление основывается на применении методов корреляционного анализа, на расчетах коэффициентов парной корреляции;
  • выявить взаимосвязи между самими признаками (переменными), между признаками, играющими роль причины и следствия, между результирующими и оказывающими влияние на результирующие, между входными и выходными;
  • осуществить на основе выявленных взаимосвязей группировку признаков (переменных) с учетом их родства, общности отнесения в ту или иную группу, с учетом единого критерия – группировочного признака; выделить более укрупненные признаки, т. е. факторы.

Общеизвестно, что к индивидуально-психологическим качествам личности относятся: темперамент, умственные способности, воля, эмоциональность, характер, память, воображение и др.

В соответствии с темпераментом могут быть выделены следующие типы:

  1. Холерики (работоспособные, энергичные, подвижные, легко возбудимые, склонные к конфликтам, риску, самолюбивые, но не злопамятные).
  2. Сангвиники (быстро принимающие решения, контактные, уравновешенные, приятные в общении, быстро переключающиеся с одной работы на другую).
  3. Флегматики (спокойные, терпеливые, долго приспосабливающиеся к изменяющейся ситуации).
  4. Меланхолики (обидчивые, впечатлительные, мнительные, неуверенные в себе).

Способности человека закладываются на генном уровне, однако в ходе обучения, воспитания, активной деятельности могут развиваться и совершенствоваться. Воля реализуется в упорном преодолении препятствий на пути к намеченной цели.

Эмоциональность проявляется в реакции индивидуума на окружающую среду (люди, события и т. п.). Эмоции выражаются в переживаниях. В зависимости от ситуации они могут быть позитивными и негативными, сильными, слабыми и т. п.

Характер (от греч. character – отпечаток, чеканка) это присущая конкретному индивиду совокупность отличительных черт, проявляющихся в его поведении и отношении к людям, должностным обязанностям и т. п. Характер формируется в деятельности общении на основе биологических особенностей человека. Характер проявляется в поступках и позиции личности.

Память и воображение – это основа мыслительной деятельности человека

К социально-психологическим качествам личности относятся стереотипы мышления, социальные установки, система ценностей. Сложность проблем, решаемых в ходе реализации проекта, заставляет проект-менеджеров опираться на опыт и интеллект членов команды, делая залогом успешной реализации проекта умение работать с людьми, т. е. на первый план выходит, как уже подчеркивалось ранее, человеческий фактор.

Суть человеческого фактора состоит в том, что на результаты работы коллективов сильное влияние оказывают поведенческие факторы, взаимоотношения с руководителем, сознание причастности. Выполняя свою функцию по активизации человеческого фактора, например, менеджер помогает подчиненным глубже понять конечные цели деятельности и с большей отдачей и эффективностью содействовать их достижению.

Учитывая значительную роль человеческого фактора, необходимо создавать условия, при которых вклад в достижение конечных результатов деятельности был бы наиболее эффективным.

Необходимо хорошо представлять:

  1. Как строить деловое общение.
  2. В чем состоят его особенности и механизм познания и понимания людьми друг друга.
  3. Что происходит с человеком.
  4. Как изменяется его поведение, когда он становится членом команды, вступает в процесс общения с другими людьми на переговорах, совещаниях, в конфликтах.
  5. Что определяет поведение человека в группе: его внутренние психические особенности или характеристики группы, в которой он начал свою деятельность? Следует также учитывать национально-психологические особенности конкретной среды делового общения.

Следовательно, кроме глубоких экономических, финансовых знаний, организационных способностей, умения предвидеть и оценивать рыночную конъюнктуру, менеджер обязан хорошо понимать специфику человеческих отношений, мотивационные установки работников, формировать и направлять их в соответствии с поставленными целями и задачами коллектива, организации.

Рассмотрим классификацию психических явлений, которые подразделяются:

  • на психические процессы;
  • психические состояния;
  • психические свойства.

Психические процессы. Выступают в качестве привычных результатов поведения человека. Различают познавательные, эмоциональные, волевые процессы. Познавательные процессы: ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь. Эмоциональные: возбуждение и радость, негодование, злость. Волевые: преодоление трудностей, борьба мотивов.

Психические события и их особенности:

  • составляют функциональную характеристику человека, выражаются в том, насколько быстро или медленно происходит у него психические реакции и процессы, как проявляются присущие ему психические свойства;
  • бывают кратковременными и устойчивыми, влияют на деятельность человека;
  • многочисленны, выражаются в подъёме и угнетённости, бодрости, страхе, унынии и т. д.

Свойства личности – это существенные её особенности, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень деятельности и поведения, типичного для данного человека.

Свойства личности проявляются в направленности, темпераменте, характере, способностях и умении. Они характеризуют человека с разных сторон. В них находят выражение внутреннее содержание личности, ее социальная значимость.

Черт личности имеется множество, их классифицируют по ряду оснований:

  1. По отношению к сторонам отражательной деятельности психики – интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
  2. По сферам деятельности и общения – моральные, общественные, политические, трудовые (например, принципиальность, решительность, сообразительность и т. п.).

Психика человека проявляется многогранно и многосторонне, в различных переплетениях и сочетаниях. Основа единства психологических явлений – деятельность. Человек в ходе своей деятельности познает и чувствует, проявляет особенности своего характера и темперамента, свои взгляды и убеждения. Можно понять внутренний, субъективный мир, выяснить побуждения и причины, во многом определяющие действия и поступки человека.

Окружающий нас мир может отражаться в нашей психике в виде эмоций, переживаний, стремлений и желаний. Существует немало попыток создать классификацию психических явлений. Издавна принято деление психики на познание, чувство, волю. Наконец, к индивидуальным особенностям человека относятся черты его личности, черты характера, словом, это не что иное как своеобразное отражение его жизни и деятельности.

Познание, познавательная деятельность, подразделяются в свою очередь на ощущения и восприятия, память, мышление и воображение. Без такого расчленения невозможно конкретно изучить психическую деятельность человека.

То, что время от времени будет напоминать о целостности психики человека, о личностном характере психологических процессов, необходимо для того, чтобы из отдельных психических явлений «связать» понятие о человеческой личности. Психическая жизнь человека целостна и неразделима, но это не значит, что нельзя исследовать отдельные свойства психики, не забывая об условности этой операции разделения.

Интересно
Человек (в широком смысле) понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Человек представляет собой продукт природы, общества и человечества. На основе представлений Б.Г. Ананьева, с учётом гипотез других авторов, на рис. 1 представлена схема общей психологической структуры человека, развитие его свойств, внутренние и внешние взаимосвязи.

В психологии существуют два направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго направления – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков (табл. 1, 2).

Приоритетные модели здоровья профессионала

Приоритетные модели здоровья профессионала

Приоритетные модели здоровья профессионала

В структурную модель здоровья профессионала в эпоху инноваций и информационных технологий входит память.

Память – это способ приобретения, хранения и повторного использования информации и опыта. Как психический процесс, память состоит из запоминания, хранения, забывания и воспроизведения информации. Это восприятие, т. е. начальный этап познавательного процесса. Когда-либо воспринятое, пережитое в дальнейшем обычно не исчезает бесследно.

При определенных условиях материал прошлого может быть с большей или меньшей долей точности воспроизведен вновь. Если восприятие – это отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств в данное время, то память – отражение объективной реальности, действовавшей в прошлом.

Память – это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято, пережито или сделано

Возможность сохранения и последующего оживления в сознании прошлых образов, представлений и идей является необходимой основой психической деятельности. Если бы головной мозг не обладал свойством удерживать и воспроизводить, мы были бы «существами мгновения».

Память представляется сложным психическим процессом, состоящим из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит несколько проблем относительно памяти.

Эти проблемы включают следующие объяснения:

  • как запечатлеваются следы;
  • каковы физиологические механизмы процесса запоминания;
  • какие условия содействуют процессу;
  • каковы его границы;
  • какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала;
  • как долго могут храниться следы в памяти;
  • каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени;
  • каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как они влияют на протекание познавательных процессов человека?

Многие из теорий памяти и по сей день существуют на уровне теории, но можно несмотря на это, однозначно сделать вывод о том, что человеческая память – это не просто какая-то единичная функция: в ней участвуют много разнообразных процессов.

Например, ученые психологи П. Линдсей и Д. Норман считают, что существует три совершенно разных вида памяти или три ее системы:

  1. «Непосредственный отпечаток сенсорной информации».
  2. Кратковременная память.
  3. Долговременная память.

Эта система удерживает довольно полную картину мира, воспринимаемую органами чувств.

Кратковременная память На этом этапе удерживается материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, произнесенная при вас фраза запомнится именно по значению, а не по звучанию. Сделав усилие, можно удержать материал в кратковременной памяти на неопределенно долгий срок.

Долговременная память Существует различие между памятью о только что случившемся событии и памятью о событиях далекого прошлого.

Долговременная память – это наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Ёмкость первых ступеней памяти ограничена, в то время как ёмкость долговременной памяти практически безгранична. Всё, что удерживается на протяжении нескольких минут, должно находиться в долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, – это проблема поиска информации. Однако какие-то границы объема долговременной памяти всё же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 миллиардов нейронов, и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что ёмкость памяти человеческого мозга является практически неограниченной.

Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:

  • по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  • по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;
  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень большое значение в жизни каждого человека. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами.

Словесно-логическая память. Содержанием этой памяти являются мысли, не существующие без языка, поэтому память о них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память – это специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

Непроизвольная и произвольная память. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или вспомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемонические действия.

Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемонических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Интересно
Однако в жизни человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Индивидуальные особенности памяти. Некоторые из особенностей памяти могут закрепиться в сознании и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, она отличается содержанием и объёмом запечатлённой и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения.

Важным свойством памяти человека является её готовность, т. е. способность своевременно вспомнить нужную информацию. Индивидуальные различия памяти проявляются в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи – то, что может быть выполнено. В соответствии с этим различают слуховой, зрительный и двигательный типы памяти.

Вне зависимости от того, какой тип памяти у человека, память – это сложный психический процесс, состоящий из множества механизмов

Представление Образы, создавшиеся в результате восприятия с определенной избирательностью, с большей или меньшей тонкостью и эмоциональной окраской, в дальнейшем в соответствии с нашими желаниями могут быть «оживлены» в сознании. Результат оживления образов, воспринятых когда-то в прошлом, называется представлением. По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия – далеко не копия его.

Иллюзии. При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, акт восприятия может нарушаться. Однако существуют такие отклонения восприятия, которые могут быть не только у психически больных, но и у любого здорового человека. Это – иллюзии.

Иллюзиями называются ошибочные восприятия реального объекта. При этом неправильность познавательного акта не следует понимать только как изменение восприятия лишь отдельных качеств и свойств реального предмета, например, искажение формы, веса, величины, цвета, расстояния и т. п. Ошибочность при иллюзорном восприятии может состоять и в том, что вместо данного конкретного предмета, явления можно видеть, слышать, осязать, обонять совершенно иной объект. Иллюзии разделяются по органам чувств.

Интересно
Иллюзии у здоровых людей своеобразны и объясняются частично объективными физическими законами природы, частично особенностями устройства и деятельности наших органов чувств, иногда они связаны с психическими состояниями. Поэтому различают физические, физиологические и психологические иллюзии, хотя чаще они бывают смешанными.

С одной стороны, в каждый конкретный момент на человека воздействует ряд объектов внешнего и внутреннего мира, и он не в состоянии воспринимать их, отвечая одновременно на всю эту массу раздражителей. С другой стороны, концентрация психической деятельности на чём-нибудь одном (реже объектов внимания бывает два и больше) способствует более глубокому проникновению в суть явления, предмета.

Вниманием называется направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание может быть и кратковременным процессом, и длительным состоянием. Оно может быть направлено на предметы и явления внешнего мира, процессы, совершающиеся внутри нашего тела, образы, мысли и чувства. От сохранности внимания, полноты и совершенства его отдельных качеств зависят ощущения и восприятия, запоминание и воспроизведение, мыслительные процессы, деятельность человека и в конечном счете самосознание (рис. 2).

Приоритетные модели здоровья профессионала

Мышление – это высшая форма отражения и познания объективной реальности человеком, установление внутренних связей между предметами и явлениям и окружающего мира. На основе возникающих ассоциаций между отдельными представлениями, понятиями создаются новые суждения и умозаключения.

Мышление, выходя за пределы чувственно-наглядного, расширяет границы нашего познания, помогает проникнуть в тот мир, который находится за пределами непосредственного восприятия.

Мыслительные операции. Процесс мышления, будь то мыслительная деятельность или мыслительное действие, в своей основе имеет процессы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстракции и конкретизации, с последующим переходом к образованию понятий.

Речь. Все охарактеризованные выше мыслительные операции – анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция и конкретизация – составляют основу всякого мышления, вместе с тем и основу образования понятий, выраженных словом. Понятие является основным элементом мышления.

Язык – главнейшее средство общения людей между собой, а способ использования языка – это наша речь. Любая мысль, любое понятие могут быть выражены словом. Более того, речевые конструкции не только передают ту или иную мысль, но и уточняют её для говорящего. Таким образом, связь мышления, понятия и языка самая тесная, хотя ее и не следует понимать как тождество.

Рационализация мышления может быть представлена следующим образом:

  1. Выделение приоритетов мыслительной деятельности.
  2. Системы мышления, определение мыслительных стратегий.
  3. Установка, ментальный тренинг, предпринимательский тип мышления.
  4. Рождение идеи, творчество, зашифровка смысла в слове.

Профессиональный язык:

  • медитация;
  • менталитет;
  • интуиция;
  • универсализация мышления;
  • алгоритмы мышления;
  • мышление в иной системе координат. Альтернативы;
  • мыслительные ловушки;
  • стимуляция мыслительного процесса.

Воображение – это создание нового в форме представлений или идей. Как бы не были необычны и фантастичны вновь создаваемые образы и идеи, они всегда составляются из элементов воспринятого и усвоенного человеком ранее. Воображение – это мозаика, составленная из кусочков нашего прошлого опыта. Рисунок её может быть разрушен, создан вновь, заменён в отдельных деталях, дополнен и переработан.

Воображение в подавляющем большинстве случаев – это созидательный процесс. Поэтому, как и при любом созидании, в воображении обязательно принимают участие все психические процессы: память, интеллект, внимание, мышление и др.

Каждый элемент, этап, образ воображения осознается человеком. Если подавляющее большинство психических функций вовлекается в процесс воображения, то и оно в свою очередь «вмешивается» в течение того иди иного психического акта, как бы «пронизывая» его и придавая черты известной своеобразности. Современная психология, как наука о внутреннем мире человека, исследует всё его многообразие, среди которого принято различать динамичные и устойчивые психические явления.

Интересно
Психология еще в XX столетии заметно расширила границы своих исследований. Современные психологи интересуются не просто психикой человека, но закономерностями и механизмами её развития и распада, психологией групп и общества. Согласно современным представлениям любое психическое явление происходит на разных уровнях мозговой организации

Получили своё развитие психологические теории, связанные с единством психологической и биологической природы человека; дианетика – наука о разуме, душевном здоровье; соционическое направление – модель индивидуальности, которая строится на четырёх психологических функциях: интуиция, сенсорика, мышление, эмоции, находящихся в экстравертированной и интравентированной установках. 16 типов личности составляют соционическое направление, представляющее единицу разума как структурно-функциональную.

Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков (табл. 3).

Приоритетные модели здоровья профессионала

Нетрудно видеть (табл. 3), что элементами психологической структуры личности являются её психологические свойства и особенности. Исходя из представленных психологических концепций личности, природа тех или иных проявлений личности кроется не только в организме человека, а и в особенностях личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими, с социальной средой.

Психологическая характеристика личности отражает многие приоритеты модели здоровья профессионала. Психологические свойства личности в системе научного знания представлены Б.Г. Ананьевым, А.Ф. Лазурским, Леонтьевым А.Н., В.С. Мерлиным, С.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, Узнадзе Д.Н. и др.

Чтобы найти правильные приоритеты модели здоровья профессионала, необходимы анализ системного представления о жизненном пути личности, общая организация характеристик человека и способов развития его свойств.

В качестве идеального примера по формированию модели здоровья профессионала можно привести деятельность К.С. Станиславского, которая получила положительную оценку деятелей культуры в лице Н. Горчакова, Вахтангова Е.Б., А.М. Горького, А.В. Луначарского, Ю. Завадского и многих других.

Станиславский К.С. основные положения системы излагал следующим образом: «Система – это путь к верному самочувствию актера на сцене. Верное самочувствие на сцене – это есть обыкновенное самочувствие человека в жизни. Для этого надо быть, во-первых, свободным физически – владеть свободой мысли. Внимательно беспредельно уметь слышать и видеть на сцене как в жизни, то есть общаться с партнером. Верить во всё происходящее на сцене по сюжетам пьесы. Верное самочувствие на сцене, психическое и  физическое действие приведет Вас к органической жизни на сцене в образе действующего лица».

Центральное ядро в системе К.С. Станиславского – это утверждение единства психического, духовного и физического в творчестве актера. Станиславский К.С. приходит к выводу, что сложность человеческого характера, переживания можно выразить через цепь логически найденных и точных физических действий, потому что физиология человека находится в соответствии с его внутренним состоянием.

Вдохновение рождается от ежедневного труда. Система Станиславского К.С. суммирует и развивает весь культурный опыт поколений, который правильно усваивается и применяется.

Существует ли универсальный подход выбора модели здоровья профессионала? Если исходить из ключевой концепции категории «модель здоровья профессионала», предложенной психологией и научным управлением (наукой управления), то ее можно свести к двум базовым индикаторам:

  1. К человеческому фактору со всей их «техно-био-социальной установкой».
  2. Жизнеспособности как базовому потенциалу, к модели ресурсов личности, к взаимодействию человека (личности, субъекта, индивида) с жизненными условиями внешней среды и структуры личности самого человека.

Ананьев Б.Г. писал: «Однако общая трудоспособность человека имеет более широкий диапазон развития. В виде известной готовности к производительной деятельности она складывается ещё до начала профессионально-трудовой деятельности, а затем развивается вместе с профессиональной трудоспособностью как потенциалом основной деятельности в сфере производства, обслуживания и т. д.».

Существует несомненная связь между понятиями «техно-био-социальная установка» (Б. Бабин-Корень) и «профессиональная трудоспособность» (Ананьев Б.Г.) и их интеграция, которые образуют «модель здоровья профессионала, а все виды человеческих ресурсов и резервов» являются социально-психологической основой здоровья профессионала.

Подступы к выбору модели здоровья профессионала находят отражение в следующих показателях: активного долголетия, «общей одаренности», «специальных умственных способностях», «успешности учения», «общей жизнеспособности» и т. д.

Сохранение и развитие человеческих ресурсов и резервов как социально-психологической основы здоровья профессионала Б. Бабин-Корень рассматривал как функции отделов установки персонала: здоровье работника, техника безопасности и санитарии, воспитание работников, обслуживание персонала.

Ананьев Б.Г. выделяет два вида связей, определяющих возрастную и индивидуальную изменчивость психофизиологических и социально- психологических характеристик:

  • генетические связи между фазами их развития;
  • структурные связи между основными компонентами и факторами системы свойств человека.

Проблемы исследования факторной структуры человека, психологических основ профессионального отбора, определения потенциала обучаемости взрослых людей были включены в перспективный план лабораторий Института комплексных социальных исследований Ленинградского университета.

Социально-психологическая структура личности здоровья профессионала, оценка конструктивного жизненного цикла, анализ и важнейшие составляющие его представлены в различных шкалах научного управления и взглядах классиков управления: Ф. Тейлора, А. Файоля, М Вебера, Э. Мэйо, Фоллита М.П., Д.М. Грегора и др.

Эффективно использовать человеческие ресурсы, концентрировать своё внимание на поиске и развитии людей является социальной ответственностью менеджмента (табл. 4).

Приоритетные модели здоровья профессионала

В истории научного управления (менеджмент) концентрируется внимание на поиске и развитии людей, на выявлении базовых элементов здоровья профессионала-личности, обладающих основными качествами: здоровье, характер, инициатива, желание служить организации, интеллект, осведомлённость и понимание, предусмотрительность, предвидение, гибкость.

Добрынин В.В., консультант по НОТУ, в сводке требований к идеальному руководителю обозначил знание, свойства ума и характера. При этом проанализировав предложения Ф. Тейлора, А. Файоля, П. Кергиенцева, Лазурского А.Ф., Ли Харви Оствальда, классифицировал их по трём группам:

  1. Комплекс качеств, необходимых для успешного творческого руководства предприятием (творческий комплекс). Названо семь позиций, в том числе профессиональная компетентность.
  2. Комплекс качеств, необходимых для успешной реализации намеченных целей (реализационный комплекс), в числе которых названы семь позиций, где выделены здоровье, энергия, активность.
  3. Комплекс качеств, необходимых для успешного управления подчиненными (административный комплекс) – одиннадцать позиций.

Особая роль отводится знанию функций и деятельности данного предприятия и каждого из его отделов (стабильность), мужество ответственности, умение воодушевить сотрудников и сообразительность.

Заслуживает внимания схема служебной оценки сотрудника, предложенная Э. Дрезеном, доцентом института Народного хозяйства им. Плеханова, состоящая из 22 качеств, с оценками 5,4,3,2,1, предназначенная для карьерного роста профессионала.

К этим качествам относятся: внимательность, восприимчивость, память, сообразительность, систематичность в работе, инициатива, настойчивость, приспособляемость к новым условиям работы, качество работы, самокритика, быстрота работы, знание людей, обращение с людьми, согласование своей работы с другими, дисциплинированность, организаторские способности, общий кругозор, знание структуры учреждения и аппарата, способность к доверенной работе, язык и слог, знание языка, внешность.

В целом модели здоровья профессионала сформулированы как интеграция «техно-био-социальной установки» личности (человеческий фактор) «с профессиональной трудоспособностью личности», с её ресурсами и резервами, жизненными условиями внешней среды.

В связи с этим крайне важно отметить, что крайне необходимы траты на поддержку здоровья и образования населения в целях повышения профессиональной трудоспособности людей, в том числе пожилых людей, чтобы войти в инновационную фазу революции, так как сформировался широкий спрос на инновационные продукты и услуги.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)