Стресс в профессиональной деятельности личности
Особым психическим состоянием, развивающимся под влиянием чрезвычайных условий и ситуаций профессиональной деятельности, является стресс. Термин «стресс» используется для обозначения большого круга физиологических и психических состояний индивида, возникающих в ответ на стрессоры: экстремальные воздействия внешней среды, конфликты, сложные и ответственные производственные задачи, опасные ситуации и т. д.
Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегий поведения их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно тем же для другого.
Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на психологическом, физиологическом, биологическом, поведенческом уровнях.
Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как: значимость ситуации для субъекта, особенности интеллектуальных процессов, личностных характеристик. Эти психологические факторы обусловливают и специфику ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при котором реакции являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны.
Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.
В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояния психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности.
«Вредоносные» свойства стимула (условий) оцениваются по характеристикам интенсивности его воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздействия, ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. В этих условиях ресурс субъекта в основном характеризуется состоянием и потенциями ряда компонентов его психологической структуры.
Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, включают не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучение и т. п.
Следует различать три типа стрессовых оценок:
- Травмирующей потери, утраты чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть близкого, потеря работы, болезнь и т. п.).
- Угрозы воздействия, требующего от человека больших, чем он имеет, купирующих способностей.
- Сложной задачи, проблемы, ответственной и потенциально рискованной ситуации.
Понятие «угроза» является основным в когнитивной теории психологического стресса, посредством которого описывается установленный в эмпирических исследованиях сложный комплекс явлений, связанных с поведением человека в трудных условиях.
Так, угроза порождает защитную деятельность или защитные импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям. Они направлены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воздействий и выражаются в различном отношении к последним, например в отрицании, преодолении ситуации или принятии её.
Из данной теории можно сделать ряд важных заключений. Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей, так как личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта.
Во -вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом – как обычное, нормальное. Такие различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.
Не всякое, даже эмоционально-негативное, воздействие вызывает развитие последующей стресс-реакции. В качестве стрессовой может быть признана только такая реакция субъекта деятельности, которая достигает тех пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела.
Изменение поведения при стрессе является более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные физиологические или биохимические параметры. В этих условиях чаще доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретённых реакций, поведение с преобладанием стереотипии (ответы, не адекватные ситуации, не имеют приспособительного, регулирующего значения).
При более умеренных степенях психического (эмоционального) напряжения изменения поведения касаются нарушений процессов научения, проявляются персеверацией (навязчивым повторением одних и тех же движений, образов, мыслей), нарушением психомоторной координации. Страдает качество восприятия, сложные формы целенаправленной деятельности и её планирование.
По наблюдениям этих авторов, стресс проявляется, как правило, либо в скованности, заторможенности, которые выражаются в замедлении или пропуске действий, либо в резком повышении возбудимости, которое приводит к импульсивным действиям, их перепутыванию или замене вплоть до полного прекращения деятельности.
Отрицательное влияние стресса проявляется также на процессах восприятия и мышления — замедленные и ошибочные действия, как правило, возникают в связи с нарушением процессов приёма, переработки информации и принятия решения. В ряде случаев нарушение в восприятии информации связано с тем, что при напряжённости и, тем более, при стрессе нарушается функция внимания — сужается его объем, снижается устойчивость, возникает чрезмерная фиксация внимания на одних приборах в ущерб контролю за другой необходимой информацией.
Психотравмирующее воздействие социального и бытового стресса, их кумулирующийся эффект приводит к развитию состояния длительной психической напряженности и к возникновению ошибочных действий вследствие нарушения функций когнитивных процессов, психомоторики и т. д.
Отмечается также, что у пилотов, имеющих неблагоприятные семейные обстоятельства, нарушается такой важный механизм самоконтроля, как допустимая степень риска, поэтому они часто рискуют, не осознавая этого. У них отмечается рассеянность, т. е. неспособность долгое время концентрировать внимание исключительно на вопросах управления самолетом.
Пономаренко В.А. и В.В. Лапа ссылаются на исследования европейских авиационных психологов, подтверждающих, что развитие психологического стресса может быть предсказано на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
Так, авторами указывается на ряд характерных личностных качеств и проявлений, а именно: стремление к самовыражению, совершенствованию летного мастерства, дух соревнования, которые могут привести к развитию опасных и даже аварийных ситуаций в полете. Отрицательные последствия могут вызвать и такие личностные особенности, как педантизм, скрупулезность, чрезмерная сосредоточенность, неспособность к периодическому расслаблению.
Исследования, проведённые этими авторами, показали, что факторы бытового стресса в ряде случаев сказывались на уровне работоспособности пилотов и сопровождались снижением их профессиональной надёжности. При этом исследователями обращается внимание на то, что всё же прямая связь между бытовым стрессом и надёжностью наблюдается не всегда — характер этой зависимости определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями пилотов.
Профессиональная деятельность человека может осложняться воздействием стрессоров разной природы. Например, предлагается следующая классификация наиболее типичных стрессоров, распространенных в профессиональной деятельности.
Организация и содержание трудовой деятельности:
- условия труда;
- чрезмерная перегрузка;
- напряжённая психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы;
- однообразие выполняемой работы;
- изменение продолжительности или условий труда;
- неудобные часы работы;
- неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т. д.);
- внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления);
- трудность выполняемой деятельности, в том числе дефицит или неполнота информации;
- дефицит времени;
- повышенные требования к безошибочности и скорости действий и др.;
- сменная работа;
- качество оборудования;
- опасность для жизни и здоровья;
- риск;
- новизна;
- реорганизация на работе;
- повышенная ответственность;
- обеспокоенность последствиями ошибочных действий: страх совершить ошибку;
- неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности;
- нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна);
- необходимость принимать слишком много решений;
- отсутствие или малое участие в процессе принятия решений.
Профессиональная карьера:
- проблема статуса;
- неудовлетворительные перспективы продвижения по службе;
- неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности;
- изменение служебных обязанностей;
- перспектива сокращения (увольнение, безработица) или преждевременного ухода на пенсию;
- фрустрация из-за достижения предела своей карьеры;
- чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): ничего лучшего не найти;
- недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;
- несбывшиеся надежды;
- переход на другую работу.
Оплата труда:
- отсутствие ясности в оплате труда;
- переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой;
- неравная оплата труда.
Взаимоотношения на работе:
- конфликт (неприятности) с руководством;
- плохое руководство;
- не сложившиеся взаимоотношения с коллегами по работе;
- ограничения свободы поведения;
- интриги;
- изоляция в рабочей группе.
Внеорганизационные источники стресса:
- проблемы в семье;
- жизненныекризисы;
- финансовые проблемы;
- конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией.
В исследовательском и практическом плане вызывает интерес изучение особенностей психологического реагирования субъектов профессиональной деятельности в зависимости от специфики воздействующего на них стрессора. Установлен ряд индивидуально психологических особенностей, которые способствуют снижению адаптационных возможностей человека в условиях сенсорной изоляции.
К ним относятся:
- Преобладание первой сигнальной системы, предполагающей доминирование чувственного отражения (тип «художников» по И.П. Павлову).
- Эгоцентрическая направленность личности.
- Склонность к поспешному, недостаточно обоснованному принятию решений.
- Высокая потребность в обратной связи (в подкреплении своих действий извне).
- Повышенные тревожность, внушаемость, мнительность, впечатлительность.
- Недостаточный жизненный опыт приспособления к новым условиям.
С другой стороны, выявлены следующие индивидуально-психологические особенности, которые помогают усилить противодействие негативному влиянию данного стрессора:
- хорошая координация (баланс) первой и второй сигнальных систем при ведущей роли последней;
- исследовательские способности (анализ, синтез при встрече с незнакомыми явлениями);
- целенаправленность;
- уверенность в своих силах;
- умение подавлять неприятные ощущения; умение занять себя и освоить незнакомую ситуацию;
- самоуправление (самоконтроль, самообладание);
- чувство юмора.
Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Самоукина Н.В. считает, что профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Фактически речь скорее идёт о профессиональном дистрессе.
Автор выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):
- Информационный стресс возникает в условиях жёсткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
- Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, конфликтные отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
- Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чём-либо; незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т. п.
Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника.
Варианты стрессовых сценариев выделяются Самоукиной Н.В. по разным основаниям:
- в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
- в зависимости от направленности стрессовой агрессии — на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);
- в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций.
В основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».
В целом, как считает Н.В. Самоукина, можно выделить две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде»: в более узкой трактовке стресс — это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т. е. перегрузка, сверхстимуляция и т. п.; в более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек — среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция).
Каслом С. выделяются следующие основные группы причин низкой удовлетворенности трудом, которые связаны:
- С условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы.
- С содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции).
- С взаимоотношениями в группе: отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами.
- С руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства.
- С особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (особенно при относительно небольшом числе уровней в организации, когда наиболее очевидна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу.
- С заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в заработной плате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.
Вопросы корреляции удовлетворённости трудом и показателями психического здоровья:
- поведенческие индикаторы (потребление алкоголя, наркотиков, курение и др.) незначительно связаны с удовлетворенностью трудом;
- отчуждённость в труде мало распространяется на другие сферы жизни;
- показатели, основанные на соматических жалобах и симптомах, низко коррелируют с удовлетворённостью трудом;
- оценки аффективных проявлений (тревожность—напряженность, депрессия, раздражительность) дают высокую корреляцию удовлетворенностью трудом (точнее, с неудовлетворенностью);
- показатели «личного счастья» и общей удовлетворённости жизнью тесно коррелируют с удовлетворённостью трудом, но особенно это заметно в конце 40-х годов жизни человека.
Наряду с систематизацией возможных видов стрессоров профессиональной деятельности, выявлением специфики их воздействия на физическое и психическое здоровье человека предметом особой заботы исследователей и руководителей, должен быть поиск соответствующих решений по обеспечению защищённости работников от появления и негативного влияния экстремальных факторов в их деятельности.
В связи с этим в последние десятилетия за рубежом и в нашей стране стали уделять внимание разработке различных видов программ, семинаров, тренингов по управлению стрессом. Акцент в них делается на формирование у работников соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения.
Стрессоустойчивость наряду с программами по повышению степени физической тренированности всё чаще развивают, используя различные методы психической саморегуляции, в том числе аутогенную тренировку, биологическую обратную связь, медитацию и др.
Подводя итог вышесказанному, основные виды стрессоров в профессиональной деятельности, влияющих на здоровье сотрудников, можно объединить в две группы:
- Стрессоры, связанные с условиями труда.
- Стрессоры, связанные с взаимоотношениями в профессиональной деятельности.
Из этого следует, что социально-психологический климат в организации или организационная культура предприятия и условия труда при определённых условиях являются наиболее стрессогенными факторами, влияющими на здоровье профессионала и его работоспособность.
- Модель личностного здоровья профессионала в условиях инновационного развития общества
- Приоритетные модели здоровья профессионала
- Организационная культура предприятия
- Условия рабочей среды как фактор стресса в профессиональной деятельности
- Эмоции и чувства в профессиональной деятельности личности
- Социально-психологическая оценка профессионального здоровья личности
- Самореализация и социальное здоровье человека
- Личность как основание здоровья профессионала
- Социально-психологические аспекты активности человека
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу