Стресс в профессиональной деятельности личности

Особым психическим состоянием, развивающимся под влиянием чрезвычайных условий и ситуаций профессиональной деятельности, является стресс. Термин «стресс» используется для обозначения большого круга физиологических и психических состояний индивида, возникающих в ответ на стрессоры: экстремальные воздействия внешней среды, конфликты, сложные и ответственные производственные задачи, опасные ситуации и т. д.

Стресс как особое психическое состояние связан с проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности.

Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегий поведения их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно тем же для другого.

Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на психологическом, физиологическом, биологическом, поведенческом уровнях.

Интересно
Американский ученый Р. Лазарус предложил различать физиологический и психологический виды стресса. По мнению учёного, они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции.

Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как: значимость ситуации для субъекта, особенности интеллектуальных процессов, личностных характеристик. Эти психологические факторы обусловливают и специфику ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при котором реакции являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны.

Психологический стресс является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится

Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояния психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности.

С именем Р. Лазаруса связана разработка когнитивной теории стресса, основу которой составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида.

«Вредоносные» свойства стимула (условий) оцениваются по характеристикам интенсивности его воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздействия, ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. В этих условиях ресурс субъекта в основном характеризуется состоянием и потенциями ряда компонентов его психологической структуры.

Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, включают не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучение и т. п.

Следует различать три типа стрессовых оценок:

  1. Травмирующей потери, утраты чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть близкого, потеря работы, болезнь и т. п.).
  2. Угрозы воздействия, требующего от человека больших, чем он имеет, купирующих способностей.
  3. Сложной задачи, проблемы, ответственной и потенциально рискованной ситуации.

Понятие «угроза» является основным в когнитивной теории психологического стресса, посредством которого описывается установленный в эмпирических исследованиях сложный комплекс явлений, связанных с поведением человека в трудных условиях.

Так, угроза порождает защитную деятельность или защитные импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям. Они направлены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воздействий и выражаются в различном отношении к последним, например в отрицании, преодолении ситуации или принятии её.

Природа защитных механизмов зависит как от ситуационных (характер стимула, его локализация, временные характеристики и т. д.), так и личных факторов (интеллектуальные возможности субъекта, мотивация, прошлый опыт, предпочтение тех или иных защитных реакций, убеждения, удерживающие от некоторых решений и т. д.). Подчёркивается необходимость разделения оценок угрозы от оценок процесса ее преодоления с целью устранения или уменьшения ожидаемого вредного эффекта.

Из данной теории можно сделать ряд важных заключений. Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей, так как личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта.

Во -вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом – как обычное, нормальное. Такие различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.

Не всякое, даже эмоционально-негативное, воздействие вызывает развитие последующей стресс-реакции. В качестве стрессовой может быть признана только такая реакция субъекта деятельности, которая достигает тех пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела.

Изменение поведения при стрессе является более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные физиологические или биохимические параметры. В этих условиях чаще доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретённых реакций, поведение с преобладанием стереотипии (ответы, не адекватные ситуации, не имеют приспособительного, регулирующего значения).

При более умеренных степенях психического (эмоционального) напряжения изменения поведения касаются нарушений процессов научения, проявляются персеверацией (навязчивым повторением одних и тех же движений, образов, мыслей), нарушением психомоторной координации. Страдает качество восприятия, сложные формы целенаправленной деятельности и её планирование.

Прикладные аспекты стресса являлись предметом исследования в авиационной психологии. Зависимость профессиональной надёжности пилотов от психологического стресса отмечали в своём исследовании Пономаренко В.А. и В.В. Лапа.

По наблюдениям этих авторов, стресс проявляется, как правило, либо в скованности, заторможенности, которые выражаются в замедлении или пропуске действий, либо в резком повышении возбудимости, которое приводит к импульсивным действиям, их перепутыванию или замене вплоть до полного прекращения деятельности.

Отрицательное влияние стресса проявляется также на процессах восприятия и мышления — замедленные и ошибочные действия, как правило, возникают в связи с нарушением процессов приёма, переработки информации и принятия решения. В ряде случаев нарушение в восприятии информации связано с тем, что при напряжённости и, тем более, при стрессе нарушается функция внимания — сужается его объем, снижается устойчивость, возникает чрезмерная фиксация внимания на одних приборах в ущерб контролю за другой необходимой информацией.

Интересно
Авторы обращают внимание на то, что при стрессе характерной формой изменения процессов приема и переработки информации является переход от количественного чтения показаний приборов к качественному.

Психотравмирующее воздействие социального и бытового стресса, их кумулирующийся эффект приводит к развитию состояния длительной психической напряженности и к возникновению ошибочных действий вследствие нарушения функций когнитивных процессов, психомоторики и т. д.

Отмечается также, что у пилотов, имеющих неблагоприятные семейные обстоятельства, нарушается такой важный механизм самоконтроля, как допустимая степень риска, поэтому они часто рискуют, не осознавая этого. У них отмечается рассеянность, т. е. неспособность долгое время концентрировать внимание исключительно на вопросах управления самолетом.

Пономаренко В.А. и В.В. Лапа ссылаются на исследования европейских авиационных психологов, подтверждающих, что развитие психологического стресса может быть предсказано на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности.

Так, авторами указывается на ряд характерных личностных качеств и проявлений, а именно: стремление к самовыражению, совершенствованию летного мастерства, дух соревнования, которые могут привести к развитию опасных и даже аварийных ситуаций в полете. Отрицательные последствия могут вызвать и такие личностные особенности, как педантизм, скрупулезность, чрезмерная сосредоточенность, неспособность к периодическому расслаблению.

Исследования, проведённые этими авторами, показали, что факторы бытового стресса в ряде случаев сказывались на уровне работоспособности пилотов и сопровождались снижением их профессиональной надёжности. При этом исследователями обращается внимание на то, что всё же прямая связь между бытовым стрессом и надёжностью наблюдается не всегда — характер этой зависимости определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями пилотов.

Профессиональная деятельность человека может осложняться воздействием стрессоров разной природы. Например, предлагается следующая классификация наиболее типичных стрессоров, распространенных в профессиональной деятельности.

Организация и содержание трудовой деятельности:

  • условия труда;
  • чрезмерная перегрузка;
  • напряжённая психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы;
  • однообразие выполняемой работы;
  • изменение продолжительности или условий труда;
  • неудобные часы работы;
  • неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т. д.);
  • внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления);
  • трудность выполняемой деятельности, в том числе дефицит или неполнота информации;
  • дефицит времени;
  • повышенные требования к безошибочности и скорости действий и др.;
  • сменная работа;
  • качество оборудования;
  • опасность для жизни и здоровья;
  • риск;
  • новизна;
  • реорганизация на работе;
  • повышенная ответственность;
  • обеспокоенность последствиями ошибочных действий: страх совершить ошибку;
  • неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности;
  • нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна);
  • необходимость принимать слишком много решений;
  • отсутствие или малое участие в процессе принятия решений.

Профессиональная карьера:

  • проблема статуса;
  • неудовлетворительные перспективы продвижения по службе;
  • неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности;
  • изменение служебных обязанностей;
  • перспектива сокращения (увольнение, безработица) или преждевременного ухода на пенсию;
  • фрустрация из-за достижения предела своей карьеры;
  • чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): ничего лучшего не найти;
  • недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;
  • несбывшиеся надежды;
  • переход на другую работу.

Оплата труда:

  • отсутствие ясности в оплате труда;
  • переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой;
  • неравная оплата труда.

Взаимоотношения на работе:

  • конфликт (неприятности) с руководством;
  • плохое руководство;
  • не сложившиеся взаимоотношения с коллегами по работе;
  • ограничения свободы поведения;
  • интриги;
  • изоляция в рабочей группе.

Внеорганизационные источники стресса:

  • проблемы в семье;
  • жизненныекризисы;
  • финансовые проблемы;
  • конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией.

В исследовательском и практическом плане вызывает интерес изучение особенностей психологического реагирования субъектов профессиональной деятельности в зависимости от специфики воздействующего на них стрессора. Установлен ряд индивидуально психологических особенностей, которые способствуют снижению адаптационных возможностей человека в условиях сенсорной изоляции.

К ним относятся:

  1. Преобладание первой сигнальной системы, предполагающей доминирование чувственного отражения (тип «художников» по И.П. Павлову).
  2. Эгоцентрическая направленность личности.
  3. Склонность к поспешному, недостаточно обоснованному принятию решений.
  4. Высокая потребность в обратной связи (в подкреплении своих действий извне).
  5. Повышенные тревожность, внушаемость, мнительность, впечатлительность.
  6. Недостаточный жизненный опыт приспособления к новым условиям.

С другой стороны, выявлены следующие индивидуально-психологические особенности, которые помогают усилить противодействие негативному влиянию данного стрессора:

  • хорошая координация (баланс) первой и второй сигнальных систем при ведущей роли последней;
  • исследовательские способности (анализ, синтез при встрече с незнакомыми явлениями);
  • целенаправленность;
  • уверенность в своих силах;
  • умение подавлять неприятные ощущения; умение занять себя и освоить незнакомую ситуацию;
  • самоуправление (самоконтроль, самообладание);
  • чувство юмора.

Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Самоукина Н.В. считает, что профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Фактически речь скорее идёт о профессиональном дистрессе.

Автор выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):

  1. Информационный стресс возникает в условиях жёсткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
  2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, конфликтные отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
  3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чём-либо; незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т. п.

Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника.

Варианты  стрессовых сценариев выделяются Самоукиной Н.В. по разным основаниям:

  • в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
  • в зависимости от направленности стрессовой агрессии — на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);
  • в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций.

В основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».

В целом, как считает Н.В. Самоукина, можно выделить две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде»: в более узкой трактовке стресс — это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т. е. перегрузка, сверхстимуляция и т. п.; в более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек — среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция).

Каслом С. выделяются следующие основные группы причин низкой удовлетворенности трудом, которые связаны:

  1. С условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы.
  2. С содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции).
  3. С взаимоотношениями в группе: отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами.
  4. С руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства.
  5. С особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (особенно при относительно небольшом числе уровней в организации, когда наиболее очевидна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу.
  6. С заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в заработной плате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.

Вопросы корреляции удовлетворённости трудом и показателями психического здоровья:

  • поведенческие индикаторы (потребление алкоголя, наркотиков, курение и др.) незначительно связаны с удовлетворенностью трудом;
  • отчуждённость в труде мало распространяется на другие сферы жизни;
  • показатели, основанные на соматических жалобах и симптомах, низко коррелируют с удовлетворённостью трудом;
  • оценки аффективных проявлений (тревожность—напряженность, депрессия, раздражительность) дают высокую корреляцию удовлетворенностью трудом (точнее, с неудовлетворенностью);
  • показатели «личного счастья» и общей удовлетворённости жизнью тесно коррелируют с удовлетворённостью трудом, но особенно это заметно в конце 40-х годов жизни человека.

Наряду с систематизацией возможных видов стрессоров профессиональной деятельности, выявлением специфики их воздействия на физическое и психическое здоровье человека предметом особой заботы исследователей и руководителей, должен быть поиск соответствующих решений по обеспечению защищённости работников от появления и негативного влияния экстремальных факторов в их деятельности.

В общий комплекс мероприятий, направленных на укрепление стрессоустойчивости работников, обычно входят вопросы эффективного психологического подбора персонала, его должной профессиональной подготовки, научной организации условий труда и отдыха. Однако всё большее признание находит точка зрения, в соответствии с которой борьба со стрессом должна осуществляться не только на групповом, но и на индивидуальном уровне.

В связи с этим в последние десятилетия за рубежом и в нашей стране стали уделять внимание разработке различных видов программ, семинаров, тренингов по управлению стрессом. Акцент в них делается на формирование у работников соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения.

Стрессоустойчивость наряду с программами по повышению степени физической тренированности всё чаще развивают, используя различные методы психической саморегуляции, в том числе аутогенную тренировку, биологическую обратную связь, медитацию и др.

Подводя итог вышесказанному, основные виды стрессоров в профессиональной деятельности, влияющих на здоровье сотрудников, можно объединить в две группы:

  1. Стрессоры, связанные с условиями труда.
  2. Стрессоры, связанные с взаимоотношениями в профессиональной деятельности.

Из этого следует, что социально-психологический климат в организации или организационная культура предприятия и условия труда при определённых условиях являются наиболее стрессогенными факторами, влияющими на здоровье профессионала и его работоспособность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)