Условия рабочей среды как фактор стресса в профессиональной деятельности

В инженерной психологии и эргономике условия труда определяются совокупностью факторов рабочей (производственной) среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе деятельности.

Воздействующее на специалиста многообразие факторов – это изменения рабочей среды, которые классифицируются по ряду показателей:

  1. По качественному своеобразию.
  2. По степени стрессогенности.
  3. По интенсивности воздействия.
  4. По продолжительности воздействия.
  5. По эпизодичности воздействия.
  6. По неожиданности и определённости воздействия.

По показателю качественного своеобразия или специфичности выделим 4 класса факторов рабочей среды: физико-химические; биологические; информационные; семантические.

Степень стрессогенности факторов рабочей среды определяется выраженностью требований, которые они предъявляют к адаптивным возможностям человека

Согласно концепции Г. Селье, каждый фактор среды оказывает двойственное воздействие на индивида. Во-первых, специфическое, характеризующее его качественное своеобразие и, во–вторых, неспецифическое, присущее всем факторам независимо от их качественного своеобразия.

Неспецифичность состоит в том, что все воздействующие факторы, являясь изменениями среды, предъявляют к организму общие требования адаптации к новым условиям. Чем более выражены изменения, тем выше эти требования. Ответной реакцией организма на воздействие стрессоров является общее неспецифическое напряжение его адаптивных ресурсов или стресс.

По показателю интенсивности факторы рабочей среды в своих средних значениях создают оптимальный фон для проявления функций организма, включая и психические процессы. Экстремальные, т. е. крайние, предельные величины факторов снижают уровень проявления этих функций, вызывая реакции организма и личности на грани патологических.

Сверхэкстремальные по интенсивности факторы в обязательном порядке вызывают патологические (структурные) изменения в системах человека вплоть до невозможности их дальнейшего функционирования.

По показателю продолжительности можно выделить два последовательных периода воздействия факторов. В течение начального периода специалист благодаря наличию у него компенсаторных механизмов может некоторое время поддерживать работоспособность на прежнем уровне, несмотря на продолжающееся воздействие фактора. Однако пределы компенсаторных возможностей тем меньше, чем больше интенсивность воздействующего фактора. Эти пределы и ограничивают допустимое время воздействия данного фактора, т. е. длительность начального периода.

В последующем периоде, когда компенсаторные возможности специалиста исчерпываются, продолжающееся воздействие фактора приводит к ухудшению функционального состояния и снижению работоспособности.

По показателю эпизодичности выделяют постоянное и эпизодическое воздействие факторов. Экстремальные факторы различаются также по степени их неожиданности и определенности. Существует ещё несколько классификаций условий рабочей среды, две из которых являются наиболее часто используемыми.

В одной из них различают три области условий по показателям интенсивности и эпизодичности воздействующих факторов рабочей среды:

  • обычные условия характеризуются постоянным воздействием средних по интенсивности факторов;
  • особые условия характеризуются эпизодическими воздействиями экстремальных факторов, т. е. переходами условий рабочей среды от своих обычных значений к крайним и обратно. При этом продолжительность экстремального воздействия варьирует в пределах от долей секунды до нескольких минут;
  • экстремальные условия характеризуются постоянным воздействием экстремальных по интенсивности факторов.

В другой классификации различают 4 класса условий в зависимости от вызываемых факторами рабочей среды изменений в работоспособности оператора, его самочувствии и состоянии здоровья:

  1. Комфортная рабочая среда, обеспечивающая оптимальную динамику работоспособности оператора, его хорошее самочувствие и сохранение здоровья.
  2. Относительно дискомфортная рабочая среда, воздействие которой в течение определенного интервала обеспечивает заданную работоспособность и сохранение здоровья, однако она вызывает у человека неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы.
  3. Экстремальная рабочая среда приводит к снижению работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям.
  4. Сверхэкстремальная рабочая среда, под влиянием которой создается невозможность выполнения операторской деятельности, и/или в организме оператора происходят патологические изменения.

Приведённые классификации, построенные по разным основаниям, пересекаются между собой и носят взаимодополняющий характер. Из этого следует, что обычным условиям соответствует комфортная и относительно дискомфортная рабочая среда, особым — относительно дискомфортная и экстремальная рабочая среда, экстремальным — экстремальная и сверхэкстремальная рабочая среда.

Область особых условий, занимающая промежуточное положение между обычными и экстремальными условиями, является типичной для многих видов операторской деятельности, связанных, прежде всего, с управлением динамическими объектами.

Эпизодические воздействия разнообразных экстремальных факторов, в том числе информационной перегрузки или недогрузки, перепадов внешней освещённости, сильного шума, кратковременных периодов невесомости, субъективной значимости сигналов и другие, носят, как правило, неустранимый характер и предъявляют высокие требования к надёжности системы психической регуляции операторской деятельности.

Сочетание экстремальности, эпизодичности и неустранимости изменений рабочей среды придает особым условиям двойственный характер

Периоды обычных изменений рабочей среды наиболее благоприятны для проявления психических и психофизиологических функций, посредством которых оператор осуществляет регуляцию своей деятельности и, наоборот, воздействие экстремальных факторов ограничивает степень их проявления.

Специалисты выделяют также три класса условий труда по степени их влияния на здоровье человека:

  1. Оптимальные условия и характер труда, при которых исключено неблагоприятное воздействие на работающих людей опасных и вредных факторов, создают предпосылки для сохранения высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает устойчивых гигиенических нормативов на рабочих местах, а возможные функциональные изменения, вызванные трудовым процессом, восстанавливаются во время регламентированного отдыха в течение рабочего дня или домашнего отдыха к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работников.
  3. Вредные и опасные условия, при которых вследствие нарушения санитарных норм и правил возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья работника.

Артамонова В.Г. и Н.Н. Шаталов различают три степени вредных и опасных условий и характера труда:

  • I степень – условия и характер труда, вызывающие функциональные нарушения, которые при раннем выявлении и после прекращения воздействия носят обратимый характер;
  • II степень – условия и характер труда, вызывающие стойкие функциональные нарушения, способствующие росту показателей заболеваемости с временной утратой работоспособности и в отдельных случаях появлению признаков или лёгких форм профессиональных заболеваний;
  • III степень – условия и характер труда с повышенной опасностью развития профессиональных заболеваний, повышенной заболеваемостью и временной утратой трудоспособности.

В эту классификацию, как указывают В.Г. Артамонова и Н.Н. Шаталов, не входят работы, выполняемые в экстремальных условиях, при которых совокупность условий и характера труда создаёт риск возникновения тяжёлых форм острых профессиональных поражений, увечий, угрозу для жизни; здесь степень риска выше, чем просто вредность, опасность, тяжесть и напряжённость труда.

К настоящему времени в психологии труда, инженерной, авиационной и космической психологии, прикладной физиологии накоплено немало сведений о протекании психических и психофизиологических процессов оператора под воздействием экстремальных факторов. Выделен ряд моментов, существенных с точки зрения влияния экстремальных факторов на психические процессы как регуляторы деятельности.

Во-первых, непосредственное воздействие экстремальных факторов на функциональные системы оператора, прежде всего центральную нервную систему, вызывает изменения, которые носят приспособительный характер и проявляют себя на психологическом уровне в виде типичных ответных реакций.

Один вид — реакции сенсорных систем по типу «загрубления входа» (повышение порогов сенсорных систем), а также «сужения входа» (сокращение зоны воспринимаемых сигналов). Повышение порогов слуховой, зрительной и тактильной чувствительности под воздействием различных экстремальных факторов (в процентах к исходной величине порога, принятой за 100 %) составляют: общая вибрация — 150; внезапный звук — 116; неожиданная ситуация — 236; недостаточность информации — 17483.

Другой вид типичных реакций — возникновение у оператора различных психосенсорных эффектов: необычных восприятий, иллюзий, а иногда и галлюцинаций.

Интересно
Ещё один типичный вид реакций — появление непривычных, неприятных и болевых ощущений во внутренних органах, например ощущение сильного сердцебиения, затрудненного дыхания, покалывания кожи, бульканья и звона в ушах, тяжести во внутренних органах, тошноты и т. п.

Во-вторых, выполнение операторской деятельности в условиях воздействия экстремальных факторов сопровождается закономерным повышением уровня нервно-психического напряжения оператора.

Нервно-психическое напряжение — состояние повышенного функционирования психических и психофизиологических ресурсов оператора, включённого в решение стоящих перед ним задач

Термин «напряжённость» используется как для характеристики самой трудовой деятельности, т. е. степени её напряжённости, так и для обозначения специфических состояний, возникающих у оператора в процессе труда. В последнем случае напряжённость означает величину усилий, прилагаемых оператором для достижения стоящих перед ним задач.

На напряжённость труда влияет специфика отдельных видов умственного труда, для которых характерна разная степень напряжённости:

  • преимущественное напряжение мыслительных процессов в труде, где работа выполняется по заранее разработанному алгоритму (для инженера и др.);
  • нестабильность умственных нагрузок в сочетании с эмоциональными, связанными с конфликтными ситуациями – в труде управленца;
  • высокое напряжение внимания в труде оператора;
  • нагрузка на продуктивное мышление в творческом труде научного работника, писателя и т. д.

Восстановление рабочего потенциала в нервной системе при умственном труде происходит медленнее, чем восстановление в мышечной системе при физическом труде. Глубокие физиологические изменения от умственных нагрузок быстрее переходят в патологические процессы, чем при физических видах труда. Это определяет особую важность режима  восстановления для творческого умственного труда.

При повышении уровня напряжения человек не может находиться в состоянии пассивного наблюдения за поступающими сигналами и эффективно распределять и переключать внимание между различными задачами. Это означает снижение возможностей оператора по приёму и переработке текущей информации, что затрудняет психическую регуляцию деятельности и ведёт к снижению качества её выполнения. В-третьих, воздействие экстремального фактора для оператора — событие, которое должно быть воспринято и оценено с точки зрения профессиональных задач.

Динамика развертывания когнитивных оценочных процессов, которые определяют регуляцию поведения в условиях воздействия стрессоров следующая. Посредством «первичной» оценки человек дает исходное определение возникшей ситуации с точки зрения угрозы для себя. Он как бы отвечает себе на вопрос типа «обеспокоен ли я?», «если да, то в какой степени?»

Посредством «вторичной» оценки человек определяет соотношение между своими способностями к преодолению стресса и требованиями, предъявляемыми стрессорами. Последующая переоценка основывается на обратной связи от результатов сопоставления первых двух оценок, что может привести к их пересмотру и корректировке.

Применительно к операторской деятельности специфика «первичных» и «вторичных» оценок состоит в том, что их критериями являются профессиональные требования. Оператор проводит «первичную» оценку экстремальных факторов, прежде всего, с точки зрения угрозы, которую те несут для выполняемого задания, а не себя лично.

В ходе «вторичного» оценивания он не может отказаться от выполнения общественно значимых требований деятельности, даже в случае переживания неуверенности в собственных возможностях.

В-четвертых, в результате процессов «первичного» и «вторичного» оценивания могут трансформироваться критерии успешности, например, стать менее «жесткими». В-пятых, имеющиеся результаты исследований надёжности выполнения операторской деятельности в особых и экстремальных условиях свидетельствуют о высокой устойчивости психических процессов к воздействию экстремальных факторов.

Интересно
Устойчивость психических процессов объясняется наличием адаптивных возможностей функциональных систем и активным использованием оператором различных стратегий, направленных на компенсацию указанных негативных реакций. Одна из стратегий — стабилизация на требуемом уровне наиболее важных показателей деятельности за счет снижения других, менее важных.

Из изложенного выше следует. Каждый из видов труда, в которые включается человек, обладает воспитательными возможностями, но в разной степени. Один труд может способствовать всестороннему развитию личности, другой же тормозить это развитие. В частности, классики марксизма писали об отупляющем влиянии конвейерного труда.

Многочисленные современные исследования подтверждают эти выводы, показывая, что малоквалифицированный, неинтересный, физически тяжелый труд не стимулирует развитие личности работника, ограничивает его стремление к духовному росту и нередко сопряжен с асоциальными формами поведения. Важно учитывать следующее: труд обладает воспитывающими возможностями только в потенции, воспитательные возможности всякого труда присутствуют в скрытом виде.

Поэтому по отношению к каждой профессиональной деятельности необходимо отдельно рассматривать то позитивное и негативное в ней, что может благотворно и отрицательно влиять на личность, однако существуют и некоторые общие характеристики, условия профессиональной деятельности, значимо отражающиеся на здоровье работника, которые можно объединить общим термином «профессиональный стресс».

Воздействующие на специалиста факторы есть, по сути, изменения рабочей среды, которые классифицируются по ряду показателей, в том числе по: качественному своеобразию; степени стрессогенности; интенсивности воздействия; продолжительности воздействия; эпизодичности воздействия; неожиданности и определённости воздействия.

Изменения в протекании психических процессов, вызванные воздействием экстремальных факторов, являются следствием как непосредственного воздействия факторов на организм и личность оператора, так и его активно-преобразующих оценок и действий.

Одним из профилактических направлений предупреждения состояния стресса является эргономическое обеспечение проектирования и создание системы деятельности, в которой каждый её компонент (субъект, содержание, средства, условия, организация) соответствовал бы функциональным особенностям, возможностям человека, в том числе по переносимости экстремальных воздействий и проявлении устойчивости к стрессу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)