Ручной труд в деле эстетического воспитания

Трудовое воспитание, по мысли создателей нового предмета, должно было связываться с эстетическим. На уроках ручного труда ребёнок получал представления о прекрасном, о совершенстве формы, о критериях эстетической оценки изделия.

В отчёте Елизаветинского коммерческого училища за 1911-12, 1912-13 учебные годы читаем: «Предлагались преподавателем для исполнения такие вещи, как отделка рамочки, оклад иконы, украшение солонки и т.д.

Ученикам необходимо было выискать простую и красивую форму предмета, а затем уже детализировать (стилизовать) отдельные части тем или другим орнаментом, стремясь слить все готовые части в одно гармоническое целое.

В докладе на Всероссийском съезде художников в Петербурге 28 декабря 1911 года К. Ю. Цируль представил следующие тезисы:

  1. Преобразование неудовлетворительного строя современной школы немыслимо без проведения в него элементов художественного и трудового.
  2. Развитие и уклад этих элементов в основу воспитания и обучения дают более полное и гармоничное развитие всех сил и способностей у учащихся и лучшую подготовку для жизни и профессиональной деятельности подрастающих поколений.
  3. Педагогический ручной труд подкрепляет и дополняет предметы курса и особенно художественно-графические.

Таким образом, преподавание лепки, картонажного искусства и металлопластики имеет в виду упражнения глаз и анализ форм, приучает учащихся к концентрации внимания на известном объекте, благодаря чему у них развивается более сознательное отношение к красотам внешнего мира.

Всё это вместе взятое должно развивать у учащихся вкус, а в практической жизни значительно повысить художественные требования как к самому себе, так и к окружающей обстановке».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)