Ручной труд в Германии

Активным пропагандистом и практическим организатором обучения ручному труду в школах Германии выступало «Немецкое общество воспитательного ручного труда для мальчиков», которое было основано на конгрессе немецких учителей в 1886 году в Штутгарте.

Н.В. Котряхов в статье «Педагогический ручной труд в русской школе» делает вывод, что в Германии, в Лейпцигской семинарии ручного труда, также сформировалась определенная система: здесь практические занятия опирались на теоретическую основу, и изготавливались предметы, близкие к школьной жизни.

В то же время нам известен отчет русских педагогов-трудовиков К. Ю. Цируля и Н. В. Касаткина о командировке в Лейпцигскую учительскую семинарию.

Проанализировав программы и перечень наглядных работ, они пришли к выводу, что программа Лейпцигской семинарии дает учащимся очень мало каких-либо технических знаний и навыков, работы производятся без чертежей и рисунков, и, вместе с тем, программа требует от школьников многих разнообразных движений при значительном мышечном напряжении, что вряд ли приносит им пользу.

В основе Лейпцигской системы ручного труда лежала предметная система трудового обучения.

А. Сабанин отмечал следующие достоинства Лейпцигской системы трудового обучения:

  1. Разнообразие видов ручного труда, который включает в себя курс по обучению детей младшего возраста, работы папочные, столярные, слесарные, резьбу по дереву, моделирование, отдел сельских работ по дереву и металлу, садоводство и огородничество.
  2. Обучение ручному труду имеет строго систематический характер: от простого к сложному.
  3. При обучении используются межпредметные связи.
  4. Большое внимание удаляется эстетическому воспитанию.
  5. Предметы, изготовленные учениками, остаются в их собственности, что способствует их энергии и прилежанию.

Немецкие педагоги видели в ручном труде главным образом педагогическое средство, которое способствовало устранению недостатков, вытекающих из господства умственной, рецептивной работы учеников в немецких школах.

К. Ю. Цируль, характеризуя постановку трудового обучения в школах, обращал внимание на то, что «посредством обучения ручному труду достигаются еще и другие благотворные цели:

  • учащиеся приобретают практические сведения относительно материалов, которые служат для общего употребления, и правильные взгляды на способы их обработки;
  • знакомство с наиболее часто встречающимися инструментами и умение с ними обращаться;
  • верную оценку хорошей работы сравнительно с плохой;
  • основательное знание своих собственных творческих сил, облегчение выбора призвания, применение своих сил соответствующему способностям ремеслу;
  • подъем ремесел и художественно-ремесленных занятий.

Немецкая система ручного труда, разработанная в Лейпцигской учительской семинарии, оказала определенное влияние на развитие трудового обучения в общеобразовательных школах России.

В поисках в области расширения видов ручного труда русские педагоги обращались к опыту Лейпцигской учительской семинарии. В отличие от Финской, Датской, Шведской систем, Немецкая характеризовалась большим разнообразием видов ручных работ.

К. Ю. Цируль считал, что основная идея выбора нескольких видов ручного труда прекрасна, но лишь тогда, когда эти виды установлены в логической последовательности.

Другой особенностью Немецкой системы ручного труда, по его мнению, было то, что на изготовление одних и тех же геометрических тел отводилось большое место в каждом виде работ в ущерб разнообразию предметов и интересу учеников.

Большое влияние на разработку целей и задач общеобразовательной школы в России оказали идеи видного немецкого педагога Г. Кершенштейнера, одного из основоположников теории трудовой школы.

Перед школой он ставил следующие задачи: подготовка к профессиональному образованию и гражданско-нравственное воспитание. Г. Кершенштейнер рассматривал ручной труд в школе как самостоятельный учебный предмет и как принцип обучения.

Свои теоретические представления о трудовой школе он реализовала практике народных школ в Мюнхене. В этих школах много внимания уделялось урокам «наглядного преподавания».

Интересно
Целью занятий ручным трудом в народной школе в первую очередь было развитие мышечной деятельности, ловкости, воспитание воли.

Непосредственного влияния на становление и развитие систем трудового обучения в русской школе идеи Г. Кершенштейнера не оказали.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)