Образовательная функция обучения ручному труду

Образовательная функция ручного труда характеризовалась тесной связью с воспитательной. Большинство прогрессивных педагогов, признавая важность овладения общеобразовательным минимумом ремесленных знаний, умений и навыков, не ставило целью предмета профессиональную подготовку.

Так в резолюции III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России отмечалось: «Русская начальная школа не в состоянии без ущерба прямому своему назначению проводить в народ профессиональные знания». Это положение не означало отказа от подготовки к бытовому самообслуживанию, к будущей рабочей профессии.

С точки зрения педагогов конца XIX – начала ХХ в. ручной труд должен был «…давать ученику возможность или применять по окончании курса свои знания и умения к работам в домашнем обиходе, или же воспользоваться ими, как подготовкой к занятиям теми ремёслами, которые он изберёт своей специальностью».

Интересно
Образовательная функция в наибольшей степени зависела от системы обучения ручному труду, конкретизировалось в задачах этой системы.

Наиболее важным при разработке нового предмета становилось
его общеобразовательное значение. Реализовать в школе такое содержание, которое бы стало необходимым элементом общего, массового образования – такова была одна из ключевых задач.

«Ручной труд в общеобразовательной школе должен преследовать только воспитательные и общеобразовательные цели», – писал преподаватель Петербургского учительского института И. К. Карелль.

Достигнуть этой цели удалось не сразу, поэтому при рассмотрении дидактических особенностей различных систем (предметной, операционно-предметной, предметно-операционной) становится очевидным, что не всегда образовательная функция ручного труда реализовывалась соответственно замыслу.

Теоретически же образовательная функция ручного труда трактовалась разными педагогами (К. Ю. Цирулем, И. К. Кареллем, С. Н. Кривенко и др.) почти однозначно:

  • дать детям жизненно важные знания, сформировать самые необходимые умения и навыки, то есть подготовить к самообслуживанию;
  • расширить с помощью ручного труда круг представлений ребёнка, познакомить его с возможностями реализации теоретических знаний, приобретённых в процессе изучения других предметов, в практической деятельности.

Иногда в практической деятельности был налицо уклон от общеобразовательного к узкопрофессиональному пониманию значения нового предмета. (Так, явным недостатком в системе Н. А. Куренкова была сложность и специализация раздела соединения деталей).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)