Воспитательная функция ручного труда

Воспитательная функция ручного труда представлялась приоритетной большинству прогрессивных педагогов конца XIX – начала ХХ в. Оптимальным средством осуществления трудового воспитания постепенно признавалось введение обучения ручному труду как отдельному школьному предмету.

В докладе А. Д. Бутовского «Об обучении ручному труду в среднеучебных заведениях» на Первом съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию высказывалась мысль о том, что в «идее ручного труда есть много сторон, отвечающих… запросам общечеловеческого воспитания».

Именно в средней школе, по мнению докладчика, ручной труд как учебных предмет может быть свободен от утилитарности, являться средством умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания.

Интересно
По этому докладу участниками съезда были сделаны выводы о том, что ручной труд является «желательной дополнительной отраслью знаний» для любого среднеучебного заведения, и что обучение ему способно «восстановить уважение к физической работе в интеллигентном классе».

Участник Второго съезда П. Ф. Дворников отмечал, что введение ручного труда необходимо главным образом в средних общеобразовательных школах, учащиеся которых не занимаются физическим трудом.

Выступления этих педагогов противостояли точке зрения, сторонники которой видели в ручном труде средство, ведущее к нивелированию общества и понижению его интеллектуального потенциала: «Мы воспитывали человека, изыскивая все средства вложить в него умственное трудовое начало, и вдруг наряду с этим человек в стремлении к умственному совершенствованию будет работать физически: будет строгать, пилить, рубить и т.д. Это не вяжется в человеке, получившем умственное образование».

Наиболее убедительной была позиция К. Ю. Цируля: «Каким бы видом обработки ручные занятия не ограничивались, они никогда не имеют своею целью научение тому или другому ремеслу… Как и при преподавании всех прочих предметов, школа с занятиями ручным трудом соединяет чисто воспитательные, педагогические цели».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)