Ручной труд во Франции

Французская система обучения ручному труду также анализировалась русскими педагогами. В 1882 г. Французский парламент включил в число обязательных предметов для воспитанников учительских семинарий и учеников народных школ ручной труд.

Этим законодательным актом Франция признала важность ручного труда как общеобразовательного предмета и средства, дополняющего одностороннее «книжное» образование.

Генеральный инспектор ручного труда над школами Франции Г. А. Салисис (1818-1892) разработал следующие принципы организации преподавания ручного труда в народных школах:

  • обучение ручному труду ставит цель познакомить ученика только с главными приемами обработки материала, характерными для основных ремесел;
  • приемы и навыки отрабатываются на специальных упражнениях, а не на изготовлении законченного предмета;
  • классному преподавателю отдается предпочтение перед индивидуальным.

По мнению Н. В. Касаткина, сухость Французской системы, предложенной Салисисом, состоит в том, что из ремесел для ручного труда берутся только отдельные упражнения.

Упражнения располагались не только по степени трудности самих приемов, но и по степени легкости и трудности употребления различных инструментов, распределенных строго на группы.

Система предусматривает не изготовление цельных, законченных предметов, а только их составных частей, то есть является по своей сути операционной системой.

К. Ю. Цируль выделял и другую особенность французской системы трудового обучения, заключающуюся в обработке нескольких материалов, что дает ученикам элементарную подготовку к ремеслам.

Курс ручного труда включал в себя работы столярные, токарные, слесарно-кузнечные, бумажные и папочные, скульптурные и лепные, при этом особое внимание обращалось на технологическую и художественную стороны выполнения заданий.

Он также отмечал, что учебные планы по ручному труду на различных ступенях французских школ составляют одно неразрывное целое, начиная с детских садов и кончая высшими народными училищами.

Для детей от 3 до 7 лет проводились занятия по системе Фребеля, специально подготовленными для этого учительницами.

На элементарном школьном курсе, для учеников 8-9 лет, продолжались предыдущие занятия, но они имели уже связь с моделированием геометрических фигур, ограниченных прямыми поверхностями. Девочки в это время знакомились с началами шитья.

У каждого ученика имелась особая тетрадочка – «карнэ», куда он заносил план работы, ее чертёж и названия линий, которые ему встречались.

На среднем курсе, от 10-11 лет, что соответствовало 3-му и 4-му годам обучения, выполняюсь работы папочные, соединения проволоки с деревом, моделирование архитектурного орнамента, проходило знакомство с наиболее часто встречавшимися инструментами.

В «карнэ» заносится подробный чертеж изготавливаемой детали. Девочки упражнялись в изготовлении легких швейных изделий (полотенец, передников, рубашек) и в вязании.

Высший курс ручного труда, для учеников в возрасте 12 – 13 лет, что соответствовало 5 – 6-му годам обучения, включал в себя упражнения в рисовании, черчении по заданному масштабу, освоение приемов работы самыми необходимыми инструментами, которые встречаются при обработке дерева и металлов, а также приемов точения и ковки.

Девочки занимались кройкой, шитьем и работами по домашнему хозяйству. В высшей элементарной школе или при изучении дополнительного курса ручного труда продолжалась и дополнялась работа предыдущей ступени.

Только после двухлетних занятий на дополнительном курсе обучение школьников принимало профессиональный характер.

Курс ручного труда для французских народных школ наряду о чисто педагогическими целями давал значительную элементарную подготовку к профессиональной деятельности.

Интересно
Французская система ручного труда основывалась на применении отдельных упражнений при изготовлении различных частей каких-либо предметов. Таким образом, она готовила учеников к работе на производстве с высокой степенью разделения труда, развивала точность и аккуратность.

С целью повысить интерес школьников к занятиям ручным трудом французские педагоги стали вводить в различные курсы большое
количество законченных предметов.

Впоследствии во французских школах получила распространение программа, разработанная инспектором школ Парижа Жоли.

Она имела следующие особенности:

  • занятия по ручному труду проводились с учетом межпредметных связей с рисованием, черчением, геометрией;
  • работы по дереву и металлу проходили параллельно;
  • выполнению работы предшествовала четкая разметке обрабатываемой детали;
  • соблюдалась строгая последовательность как при обучении приемам обработки, так и в применении орудий производства.

Подводя итог анализу трудового обучения во Франции, приведем слова К. Ю. Цируля: «Наиболее целесообразной системой обучения ручному труду городских детей надо признать систему французскую».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)