Художественное воспитание

Педагогический ручной труд, как важнейший элемент художественного воспитания, необходимо ввести в качестве обязательного предмета во все учительские институты и семинарии, 2-классные начальные школы, городские по Положению 1872 г. училища и средние учебные заведения».

Съезд одобрил доклад К. Ю. Цируля, указав также на то, что ручной труд должен развивать ритмичность движений, укреплять волю к достижению цели и приучать экономить силы.

Педагоги считали, что ручной труд, помогая ребёнку развиваться согласно законам человеческой природы, удовлетворяет и потребности человека создавать, творить. В последнем случае ручной труд тесно соприкасается с областью искусства, развивая в ребёнке чувство красоты.

Важно подчеркнуть, что эстетическое воспитание средствами ручного труда понималось не как механическое освоение ряда критериев эстетической оценки, а как художественное самовыражение личности.

Ребёнок получал право на собственное видение красоты мира и на участие в создании этой красоты. Предложенный К. Ю. Цирулем «активный способ художественного воспитания» созвучен с активным способом формирования самодеятельной личности в передовых школах России конца XIX – начала ХХ в.

Предметы, изготовленные школьником, должны были носить отпечаток его индивидуальности, как почерк, рисунок и прочее.

Таким образом, воспитательная функция ручного труда была достаточно детально, разносторонне обоснована русскими педагогами конца XIX – начала ХХ в.

Интересно
Её приоритетное значение отразилось в структуре проекта реформы средней общеобразовательной системы, подготовленного при министре П. Н. Игнатьеве в 1915 году.

Согласно этой структуре, предметы, проходимые в средней школе, делились на образовательные (Закон Божий, русский язык, математика, история, география и естествознание) и воспитательные (рисование с черчением, пение и музыка, физические упражнения (гимнастика, танцы, ручной труд).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)