Ручной труд в Швеции
Широкую известность и популярность среди педагогов многих стран приобрела в конце XIX века шведская система ручного труда.
Отто Саломон, изучив и проанализировав теорию и практику обучения ручному труду, пришел к убеждению, что «она, чуждаясь всяких ремесленных целей, должна служить лишь орудием формального развития…».
Исходя из этого, 0. Саломон и формировал практическую сторону своей системы обучения ручному труду. Он одним из первых обратил внимание на то, что преподавать ручной труд должен лишь учитель, прошедший специальную подготовку; что в общеобразовательной школе следует ограничить занятия ручным трудом в целях основательности, лишь одним видом работ.
Эти работы должны наиболее полно соответствовать физическому развитию учеников и педагогическим требованиям, предъявляемым к ручному труду.
Ограничившись одними домашними работали по дереву, О. Саломон привел их в систему по степени трудности относительно формы, приемов и инструментов. Система Саломона предполагала изготовление полезных в обиходе предметов для дома и для школы. По мнению Н. В. Котряхова, с педагогической точки зрения она была эффективной, поскольку активизировала учащегося на получение конечных результатов своего труда.
В. Михайлов выделял следующие особенности шведской системы:
- ученик самостоятелен в нахождении и выборе приемов работы (работы выполняются по моделям-образцам);
- не обращается внимания на строгое соблюдение правильных рабочих поз;
- используются обычные инструменты и приспособления, которые соответствуют силам и росту взрослого человека;
- ручной труд не был обязательным для всех учеников. Обучение носило индивидуальный характер;
- от учеников требовались точность и безукоризненность выполнения заданий с самого начала обучения;
- преподавать ручной труд должен подготовленный учитель, а не мастер-ремесленник;
- учитель должен сам предварительно изготовить все образцы работ.
От многих крайностей своей системы Отто Саломон впоследствии отказался. Так, например, он включил в курс ручного труда холодную обработку металлов.
Шведская система по своему характеру являлась предметной системой, так как основное внимание в ней уделялось изготовлению комплекса изделий – предметов учебного, производственного или бытового назначения.
Обучение приемам пользования рабочими инструментами предусматривалось в таком объеме и последовательности, как этого требовало изготовление предметов. В обязательную программу изготовления включалось 83 изделия (всего 100) с указанием на необходимость достижения высокого качества.В шведской системе предпочтение отдавалось индивидуальному обучению перед классно-урочной системой. Характерной особенностью системы являлся также ее практицизм, недооценка теоретического обучения. Согласно этой системе теоретические знания учащиеся должны были приобретать самостоятельно, путем опыта и наблюдения.
Шведская система трудового обучения оказала большое влияние на развитие ручного труда в России, Англии, Германии, США и других странах мира. В то же время К. Ю. Цируль указывал на то, что она еще очень далека от совершенства, и что ее достоинства уже значительно исчерпаны.
- Образовательная функция обучения ручному труду
- Художественное воспитание
- Ручной труд в деле эстетического воспитания
- Ручной труд в деле физического воспитания
- Трудовое воспитание
- Воспитательная функция ручного труда
- Интеграция отечественной и зарубежной педагогики
- Ручной труд во Франции
- Ручной труд в Германии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу