Ручной труд в Швеции

Широкую известность и популярность среди педагогов многих стран приобрела в конце XIX века шведская система ручного труда.

Создателем ее был директор Нэсской учительской семинарии, расположенной недалеко от Готербурга, в Швеции, Отто Саломон. В педагогической литературе эта система известна под названием “Нэсской” или “Системы Саломона”. По мнения К. Ю. Цируля, эта система отличалась замечательной полнотой, ясностью к глубиной.

Отто Саломон, изучив и проанализировав теорию и практику обучения ручному труду, пришел к убеждению, что «она, чуждаясь всяких ремесленных целей, должна служить лишь орудием формального развития…».

Исходя из этого, 0. Саломон и формировал практическую сторону своей системы обучения ручному труду. Он одним из первых обратил внимание на то, что преподавать ручной труд должен лишь учитель, прошедший специальную подготовку; что в общеобразовательной школе следует ограничить занятия ручным трудом в целях основательности, лишь одним видом работ.

Эти работы должны наиболее полно соответствовать физическому развитию учеников и педагогическим требованиям, предъявляемым к ручному труду.

Таким видом работ оказался, по мнению 0. Саломона, слэйд, домашняя работа по дереву, имеющая много общего со столярным ремеслом.

Ограничившись одними домашними работали по дереву, О. Саломон привел их в систему по степени трудности относительно формы, приемов и инструментов. Система Саломона предполагала изготовление полезных в обиходе предметов для дома и для школы. По мнению Н. В. Котряхова, с педагогической точки зрения она была эффективной, поскольку активизировала учащегося на получение конечных результатов своего труда.

В. Михайлов выделял следующие особенности шведской системы:

  • ученик самостоятелен в нахождении и выборе приемов работы (работы выполняются по моделям-образцам);
  • не обращается внимания на строгое соблюдение правильных рабочих поз;
  • используются обычные инструменты и приспособления, которые соответствуют силам и росту взрослого человека;
  • ручной труд не был обязательным для всех учеников. Обучение носило индивидуальный характер;
  • от учеников требовались точность и безукоризненность выполнения заданий с самого начала обучения;
  • преподавать ручной труд должен подготовленный учитель, а не мастер-ремесленник;
  • учитель должен сам предварительно изготовить все образцы работ.

От многих крайностей своей системы Отто Саломон впоследствии отказался. Так, например, он включил в курс ручного труда холодную обработку металлов.

Шведская система по своему характеру являлась предметной системой, так как основное внимание в ней уделялось изготовлению комплекса изделий – предметов учебного, производственного или бытового назначения.

Обучение приемам пользования рабочими инструментами предусматривалось в таком объеме и последовательности, как этого требовало изготовление предметов. В обязательную программу изготовления включалось 83 изделия (всего 100) с указанием на необходимость достижения высокого качества.

В шведской системе предпочтение отдавалось индивидуальному обучению перед классно-урочной системой. Характерной особенностью системы являлся также ее практицизм, недооценка теоретического обучения. Согласно этой системе теоретические знания учащиеся должны были приобретать самостоятельно, путем опыта и наблюдения.

Шведская система трудового обучения оказала большое влияние на развитие ручного труда в России, Англии, Германии, США и других странах мира. В то же время К. Ю. Цируль указывал на то, что она еще очень далека от совершенства, и что ее достоинства уже значительно исчерпаны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)