Результаты исследования

Для представления общей картины состояния высших психических функций у принявших участие в исследовании детей мы кратко остановимся на результатах нейропсихологического экспресс-обследования.

Это обследование показало, что дети обеих групп не составляют однородной группы по степени сформированности диагностируемых высших психических функций. При этом дети, испытывающие трудности обучения, демонстрируют в ряде проб достоверно худшие результаты, чем их успешно обучающиеся сверстники.

В пробе на реципрокную координацию рук у детей «отстающей» группы чаще, чем у «успевающих» детей, наблюдаются случаи выраженной дискоординации движений, переход на последовательные или уподобленные движения рук, у них более выражены трудности автоматизации двигательной программы в динамическом праксисе, трудности переключения с одной двигательной программы на другую, имеют место случаи, когда правильное выполнение серии движений возможно только при проговаривании программы вслух и когда опора на речь не помогает правильному выполнению пробы.

В слухоречевой памяти у детей с трудностями обучения обнаружено более выраженное действие механизмов про- и ретроактивного торможения, у этих детей чаще отмечаются вербальные парамнезии, побочные включения, смешения групп; в пробах зрительной памяти они чаще допускают ошибки смешения стимулов и дистракторов в случае узнавания как реалистических и стилизованных предметных картинок, так и абстрактных фигур, в ряде случаев без последующей коррекции при предъявлении стимула.

По сравнению с успешно обучающимися школьниками дети экспериментальной группы обнаруживают несформированность вербально-логического мышления:

  • «отстающие» школьники испытывают выраженные трудности понимания переносного смысла пословиц и поговорок, они часто дают их конкретную интерпретацию (например, пословица «куй железо, пока горячо» интерпретируется как некое правило для кузнецов, при этом наводящие вопросы не всегда способствуют правильному пониманию пословицы);
  • у детей экспериментальной группы отмечаются более выраженные трудности понимания смысла и морали рассказа (при этом вопросы по содержанию не вызывают затруднений);
  • дети с трудностями обучения чаще успевающих школьников выполняют предметную классификацию на основе ситуативных признаков (например, объединяют в одну группу дерево и книгу с изображением деревьев на обложке («дерево и книга про деревья»), птицу и дерево («птица сидит на дереве»)).

Эти дети демонстрируют худшие результаты в произвольном внимании (таблицы Шульте), также в пробах, направленных на исследование речи: в частности, дети «отстающей группы» демонстрируют меньшую продуктивность вербального ассоциативного ряда и его меньшую семантическую организацию (у «успевающих» детей более четкие и разработанные семантические группы внутри ряда, большая наполненность семантических групп); в «отстающей» группе в единичных случаях отмечены трудности номинации с единичными вербальными парафазиями.

Мы продемонстрируем различия в успешности выполнения проб экспресс- обследования детьми двух групп на графике 1, из которого видно, что доли детей, безошибочно выполнивших предлагаемые пробы, в ряде случаев ощутимо больше среди успешно обучающихся детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)