Развернутое нейропсихологическое обследование

Развернутое нейропсихологическое обследование  является структурным компонентом формирующего обучения и решает ряд задач:

  1. установление контакта с ребенком;
  2. диагностику особенностей эмоционально-личностной сферы (мотивация, круг интересов, система отношений, особенности вербальной и невербальной коммуникации и др.);
  3. диагностику уровня развития ВПФ: двигательной сферы (динамического, кинестетического, пространственного праксиса), слухоречевой и зрительной памяти, наглядно-образного и вербально-логического мышления, импрессивной и экспрессивной речи, зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, общей организации, произвольной регуляции, контроля деятельности;
  4. диагностику зоны ближайшего развития.

Для ребенка это обследование должно выступать как первый урок, первое занятие в новом для него качестве: он теперь ребенок, входящий в специальную группу детей, которых будут готовить в школу, т. е. он теперь «почти школьник», «почти взрослый». Для ребенка зачисление в такую группу можно преподнести как награду за хорошее поведение, хорошее выполнение заданий и т. п., и в то же время ребенок должен понять, что это накладывает на него большую ответственность.

При этом в ходе нейропсихологического обследования важно показать ребенку его слабые стороны, но главное состоит в том, чтобы показать ему его сильные стороны, делая акцент на том, что сильные его стороны помогут ему справиться с трудностями и ошибками.
Л. С. Выготский в свое время писал о том, что многие методики, с помощью которых психологи обследуют нормальных и анормальных детей, «обладают одной общей чертой, которая всех их роднит в одном определенном отношении.

Эта черта заключается в негативной характеристике ребенка». Все эти методики говорят о том, чего у ребенка нет и что у него плохо. «Перед нами, — пишет далее Л. С. Выготский, — всегда негативный снимок с личности ребенка…». Нельзя сказать, что такое положение стало лишь историческим фактом. Мы и в наше время встречаем широкое распространение и таких методик, и такого подхода к ребенку.

Нейропсихологическое обследование направлено на выявление дефекта ВПФ и его механизмов. Однако процедура его проведения такова, что оно собирает материал, который дает нейропсихологу в первую очередь позитивный портрет состояния личности и ВПФ у ребенка и показывает его сильные стороны, «ближайшую зону» развития ребенка. Это достигается потому, что нейропсихологические методы являются не батареей, «кучей» методов (X. Джексон), а структурно-динамическим обследованием.

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)