Характеристика групп испытуемых, задачи и методика исследования
Предметом нашего исследования выступили образы-представления предметов (т. е. чувственные образы предметов, в настоящее время не действующие на органы чувств, но возникшие при действии их в прошлом).
В нашей работе, наряду с термином образы-представления, мы будем употреблять термин «образно-предметная сфера» для обозначения предметных перцептивных образов и образов-представлений, функционально и генетически тесно связанных между собой.
В соответствии с целью настоящего исследования — выявлением особенностей образов представлений о предметах у детей, обучающихся в массовой общеобразовательной школе и испытывающих трудности обучения, в нашей экспериментальной работе мы поставили следующие задачи:
- выделить ряд параметров образов-представлений детей 9—11 лет, выступающих как индивидуальные особенности образно-предметной сферы ребенка;
- в ходе нейропсихологического обследования получить общую картину развития психической деятельности исследуемых детей и проследить связь сформированности/несформированности образно-предметной сферы с состоянием познавательных и речевых процессов;
- выяснить, имеется ли своеобразие (предположительно несформированность по отдельным параметрам) образно-предметной сферы у детей с трудностями обучения и, если да, то в чем.
В проведенном нами эксперименте приняли участие учащиеся одной из московских общеобразовательных школ в возрасте 9,0— 11,0 лет — дети так называемой «практической нормы» (не демонстрирующие признаки аномального развития).
Основными экспериментальными методами исследования сферы образов-представлений выступили методы рисования: методы свободных и направленных образно-предметных ассоциаций, дорисовывания фрагментов предметных изображений до целого, дорисовывания абстрактных фигур (кругов, квадратов, волнистых линий и др.) до предметов, рисунок по слову-наименованию, рисование предметов одного класса (метод Л. С. Цветковой «Курица — цыпленок — петух»).
Они были направлены на исследование:
- возможности и продуктивности актуализации образов-представлений в ситуации заданной и свободной стратегии воспроизведения;
- семантической организации образов-представлений в ситуации свободного и направленного воспроизведения;
- полноты образов-представлений;
- способности к воспроизведению в рисунке существенных (отличительных) признаков предметов;
- возможности опознания и реконструкции предметного изображения по его фрагменту;
- богатства сферы образов-представлений у детей, их разнообразия. Ниже мы изложим эти методы.
- Апробация методики формирующего обучения и ее результаты
- Формы организации занятий и отдыха детей
- Метод иллюстрации
- Метод «Слова по кругу»
- Развернутое нейропсихологическое обследование
- Проблема и задачи формирующего обучения детей
- Обсуждение результатов исследования
- Результаты исследования
- Состояние сферы образов-представлений у детей с трудностями обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу