Характеристика групп испытуемых, задачи и методика исследования

Предметом нашего исследования выступили образы-представления предметов (т. е. чувственные образы предметов, в настоящее время не действующие на органы чувств, но возникшие при действии их в прошлом).

В нашей работе, наряду с термином образы-представления, мы будем употреблять термин «образно-предметная сфера» для обозначения предметных перцептивных образов и образов-представлений, функционально и генетически тесно связанных между собой.

В соответствии с целью настоящего исследования — выявлением особенностей образов представлений о предметах у детей, обучающихся в массовой общеобразовательной школе и испытывающих трудности обучения, в нашей экспериментальной работе мы поставили следующие задачи:

  1. выделить ряд параметров образов-представлений детей 9—11 лет, выступающих как индивидуальные особенности образно-предметной сферы ребенка;
  2. в ходе нейропсихологического обследования получить общую картину развития психической деятельности исследуемых детей и проследить связь сформированности/несформированности образно-предметной сферы с состоянием познавательных и речевых процессов;
  3. выяснить, имеется ли своеобразие (предположительно несформированность по отдельным параметрам) образно-предметной сферы у детей с трудностями обучения и, если да, то в чем.

В проведенном нами эксперименте приняли участие учащиеся одной из московских общеобразовательных школ в возрасте 9,0— 11,0 лет — дети так называемой «практической нормы» (не демонстрирующие признаки аномального развития).

Мы сформировали две группы испытуемых: экспериментальную (46 человек), в нее вошли дети, испытывающие трудности обучения, и контрольную (36 человек) — дети, успешно овладевающие программой общеобразовательной школы. Группы были уравнены по половозрастному признаку.

Основными экспериментальными методами исследования сферы образов-представлений выступили методы рисования: методы свободных и направленных образно-предметных ассоциаций, дорисовывания фрагментов предметных изображений до целого, дорисовывания абстрактных фигур (кругов, квадратов, волнистых линий и др.) до предметов, рисунок по слову-наименованию, рисование предметов одного класса (метод Л. С. Цветковой «Курица — цыпленок — петух»).

Они были направлены на исследование:

  1. возможности и продуктивности актуализации образов-представлений в ситуации заданной и свободной стратегии воспроизведения;
  2. семантической организации образов-представлений в ситуации свободного и направленного воспроизведения;
  3. полноты образов-представлений;
  4. способности к воспроизведению в рисунке существенных (отличительных) признаков предметов;
  5. возможности опознания и реконструкции предметного изображения по его фрагменту;
  6. богатства сферы образов-представлений у детей, их разнообразия. Ниже мы изложим эти методы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)