Обсуждение результатов исследования

Как показал эксперимент, гетерохронность — фундаментальный закон онтогенетического становления ВПФ — отчетливо выступает в результатах исследования сферы образов-представлений: дети демонстрируют достаточно большой разброс по показателям сформированности этого психического образования, причем гетерохронность формирования обнаруживают и отдельные составляющие образно-предметной сферы, что свидетельствует об образно-предметной сфере как сложном психическом образовании, имеющем ряд составляющих.

Образно-предметная сфера является сложным образованием не только по своему психологическому содержанию, но и по структуре, которая как нам представляется, является многоуровневой и многозвенной. С этих позиций мы рассмотрим полученные в эксперименте результаты.

Как считал Л. С. Выготский, рисование ребенка есть предварительная стадия его письменной речи, и само представляет собой своеобразную речь, возникающую на основе словесной речи. Воспроизведение в рисунке имеющегося в представлении образа мы рассмотрим как особую форму письменной речи и на этом основании с целью уровневого анализа применим к нему схему уровневого строения письма, разработанную Л. С. Цветковой.

Как и письменная речь, рисунок имеет четыре уровня своей реализации: психологический, психолингвистический, психофизиологический, мозговой, которые по своей структуре являются многозвенными.

Психологический уровень «решает задачи формирования мотивов, интересов к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность» рисования. Звенья этого уровня, по-видимому, сходны со звеньями психологического уровня письменной речи. К ним относятся:

  1. возникновение намерения, мотива в рисовании;
  2. создание замысла (о чем рисовать);
  3. создание общего смысла содержания (что рисовать);
  4. регуляция деятельности и контроль за выполнением действий.

Уровень, обозначенный как психолингвистический, обеспечивает письмо языковыми средствами — переводом смысла и содержания в лингвистические коды — слова, фразы, тексты, в рисунке в качестве задач этого уровня можно рассматривать перевод чувственной ткани образа, его значения и смысла на графический язык — систему исторически выработанных графических образов, графических знаков, характерных для той или иной культуры.

Этот уровень включает ряд звеньев:

  1. процесс анализа образа на составные его части, выделение существенных и несущественных признаков предмета;
  2. актуализацию образов графических знаков, с помощью которых возможно изображение предметного образа-представления;
  3. актуализацию моторного образа графического знака и его перешифровку в серию тонких движений руки.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)