Обсуждение результатов исследования
Как показал эксперимент, гетерохронность — фундаментальный закон онтогенетического становления ВПФ — отчетливо выступает в результатах исследования сферы образов-представлений: дети демонстрируют достаточно большой разброс по показателям сформированности этого психического образования, причем гетерохронность формирования обнаруживают и отдельные составляющие образно-предметной сферы, что свидетельствует об образно-предметной сфере как сложном психическом образовании, имеющем ряд составляющих.
Как считал Л. С. Выготский, рисование ребенка есть предварительная стадия его письменной речи, и само представляет собой своеобразную речь, возникающую на основе словесной речи. Воспроизведение в рисунке имеющегося в представлении образа мы рассмотрим как особую форму письменной речи и на этом основании с целью уровневого анализа применим к нему схему уровневого строения письма, разработанную Л. С. Цветковой.
Как и письменная речь, рисунок имеет четыре уровня своей реализации: психологический, психолингвистический, психофизиологический, мозговой, которые по своей структуре являются многозвенными.
Психологический уровень «решает задачи формирования мотивов, интересов к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность» рисования. Звенья этого уровня, по-видимому, сходны со звеньями психологического уровня письменной речи. К ним относятся:
- возникновение намерения, мотива в рисовании;
- создание замысла (о чем рисовать);
- создание общего смысла содержания (что рисовать);
- регуляция деятельности и контроль за выполнением действий.
Уровень, обозначенный как психолингвистический, обеспечивает письмо языковыми средствами — переводом смысла и содержания в лингвистические коды — слова, фразы, тексты, в рисунке в качестве задач этого уровня можно рассматривать перевод чувственной ткани образа, его значения и смысла на графический язык — систему исторически выработанных графических образов, графических знаков, характерных для той или иной культуры.
Этот уровень включает ряд звеньев:
- процесс анализа образа на составные его части, выделение существенных и несущественных признаков предмета;
- актуализацию образов графических знаков, с помощью которых возможно изображение предметного образа-представления;
- актуализацию моторного образа графического знака и его перешифровку в серию тонких движений руки.
- Апробация методики формирующего обучения и ее результаты
- Формы организации занятий и отдыха детей
- Метод иллюстрации
- Метод «Слова по кругу»
- Развернутое нейропсихологическое обследование
- Проблема и задачи формирующего обучения детей
- Результаты исследования
- Характеристика групп испытуемых, задачи и методика исследования
- Состояние сферы образов-представлений у детей с трудностями обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу