Метод иллюстрации

Психолог читает знакомый детям рассказ или сказку. Дети совместно с психологом устно делят рассказ на смысловые части (3—5 частей). Подсчитывается количество частей рассказа. Альбомный лист разлиновывается на клетки по количеству смысловых частей рассказа. В каждой клетке дети рисуют иллюстрации к каждой из частей рассказа. Затем по собственным рисункам составляют и пересказывают рассказ.

Метод направлен на формирование следующей психологической системы: «вербально-логическое мышление — наглядно-образное мышление — образы-представления — зрительно-моторные координации». Метод оказывает влияние на умение организовывать деятельность, на формирование пространственных представлений, вербальной памяти.

Речь — одна из основных высших психических функций. Она играет важную роль в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка. Речь организовывает все психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Она является средством, позволяющим перевести на новый качественный уровень произвольность и опосредованность ВПФ, а также средством объединения психических функций в новые психологические системы.

Это положение базируется на общих закономерностях развития высших психических функций: язык, «будучи в первую очередь основным средством общения людей, вместе с тем стал и одним из основных орудий формирования психической деятельности человека и регуляции его поведения».

Работа над речью должна осуществляться по следующим направлениям: работа над семантикой слова (значение, предметная отнесенность), формирование семантических полей, работа над многозначностью слова, увеличение объема обобщенных слов, работа над невербальными компонентами вербальной коммуникации (интонация, ритмика, мелодика речи, мимика, жест), формирование связного речевого высказывания.

В формирующем обучении используются методы предметной классификации (работа над предметной номинацией, обощенными словами, семантическими полями), метод драматизации (работа над невербальными компонентами вербальной коммуникации), метод пересказа и др.
Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира.

Л. С. Выготский писал, что всякое слово имеет первоначально образ-представление, и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи — предметных образов.

Образная сфера ребенка имеет большое значение не только для становления речевых процессов, но и для формирования мышления, памяти, эмоций ребенка. Велика востребованность образной сферы учебным процессом, особенно на его начальных этапах. Образы-представления выступают как важное средство решения широкого круга познавательных задач.

Как показали многочисленные исследования, непременным условием успешного школьного обучения является сформированность образно-предметной сферы ребенка: необходимы разнообразие образов, их целостность, возможность выделять элементы образа и манипулировать ими, способность использовать образ как средство решения мнестичских, мыслительных, перцептивных задач.
Работа по формированию образной сферы (образов-представлений и перцептивных образов) должна быть направлена на повышение точности и полноты восприятия, увеличение богатства, полноты и широты образов-представлений, формирование способности вычленения существенных признаков предметов, развитие семантики образно-предметной сферы, расширение связей образно-предметной и речевой сфер.

Для решения этих задач возможно использовать следующие методы: метод наблюдения, методы рисования (дорисовывание абстрактных фигур до любых предметов и до предметов определенного класса, метод «Курица — цыпленок — петух», рисование предметов по слову-наименованию, свободные и направленные образные ассоциации и др.), метод вербального описания предметов, метод тактильного опознания предметов и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)