Результативность технологии поэтапного формирования умственных действий

Сравнивая поэтапное формирование умственных действий со стихийным научением ребенка (первый тип обучения), следует отметить, прежде всего, преимущества в устойчивости достигаемых позитивных результатов.

Стихийное научение — нерегулируемый процесс, на который влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних, поэтому конечный продукт оказывается неустойчивым (иногда — успешным, иногда — нет), а сам обучающийся не всегда уверен в правильности полученного результата.

Второй тип обучения, наиболее характерный для школы (то, что обычно называется традиционным обучением), приводит к разной успешности учения разных детей, т. е. к разным уровням успеваемости. Таким образом, третий тип обучения — наиболее успешный.

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

Н. Ф. Талызина трансформирует разработанную П. Я. Гальпериным теорию обучения в теорию практического управления учебной и прежде всего познавательной деятельностью младшего школьника.

При этом Н. Ф. Талызина воссоздает основной корпус составляющих процесс обучения, его проектирование, формирование учебных действий обучающегося, контроль и диагностирование в таких основных видах деятельности, как чтение, письмо, рассказ, в объеме тех действий, которыми младший школьник должен овладеть, формируя логическое мышление, усваивая содержание математики, родного языка и т. д.

Показателен в этом плане структурный ход изложения материала — от последовательного, полного и очень точного раскрытия действий, которые совершает обучающийся (например, сравнение, подведение под понятие и др.), к развернутой характеристике усвоения содержания предмета — процесса, который должен включать формирование этих действий в определенной последовательности (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Результативность технологии поэтапного формирования умственных действий

Рассматривая действие как единицу анализа учебной деятельности обучающихся и в то же время как единицу усвоения, Н. Ф. Талызина трактует его в общем контексте теории поэтапного формирования умственных действий. Представление на этой основе процесса усвоения проанализированных автором общих логических действий обучающихся является очень убедительным для всех форм осуществляемого ими действия.

Н. Ф. Талызина показывает эффективность организации усвоения на разных его этапах и различную действенность типов ориентировочной деятельности в этом процессе. Полезным для учителя является осуществленный автором анализ видов контроля: предварительного, текущего, итогового — как специфических форм обратной связи.

Сформулированные автором требования к организации контроля могут рассматриваться как научно-методическая рекомендация учителю. Представляя процесс формирования начальных логических действий и понятий, Н. Ф. Талызина развертывает всю последовательность действия учителя, постепенно проводящего детей от практических реальных действий к символическим записям (служащим материализации действий), затем к их речевой форме и к внутренним умственным действиям.

Теория поэтапного формирования умственных действий явилась фундаментом нового направления — программирования учебного процесса.

Его цель — определение:

  • исходного уровня познавательной деятельности обучающихся, новых формируемых познавательных действий;
  • содержания обучения как системы умственных действий, средств, т. е. действий, направленных на усвоение широкого круга знаний по третьему типу ориентировки (в плане развернутой речи);
  • пяти основных этапов формирования умственных действий, на каждом из которых к действиям предъявляются свои требования;
  • разработки алгоритма (системы предписаний) действий; обратная связь и обеспечение на ее основе регуляции процесса научения.

В действии выделяются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Н. Ф. Талызиной, «любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую “Управляющий орган” (ориентировочная часть действия), исполнительный, “рабочий орган” (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)».

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)