Религиозное воспитывающее обучение по Я. А. Коменскому

Я. А. Коменский утверждал, что «последняя цель человека находится за пределами этой жизни». Поясняя эту мысль, он писал: «Каждому из нас предназначены тройная жизнь и тройное местопребывание для жизни: чрево матери, земля и небо… Первая жизнь есть приготовление ко второй, вторая — к третьей, третья сама в себе без конца».

По мнению Я. А. Коменского, «человек родился способным для уразумения вещей, для добродетели, для неограниченной любви к Богу… Следуя за природой, человек может постигнуть все… В человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучение… Человеку от природы свойственна гармония нравов… Некоторые семена добродетели врождены человеку… Человек поистине есть сам в себе не что иное, как гармония… Корни религии врождены человеку от природы…».

Религиозное воспитывающее обучение по Я. А. Коменскому

А. Коменский ставил перед педагогами задачу развития природных дарований человека:

«Слово “дарование”, — писал он, — в этом случае обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми. Именно эта сила делает нас, созданных по образу божию, способными к пониманию всех вещей, к выбору из понятых нами вещей — одних лучших, к настойчивому достижению избранных, наконец, к свободному господству над вещами, уже достигнутыми, и к наслаждению ими, а через то — и к возможно большему уподоблению Богу (который все ясно разумеет, всего свято желает, все мощно совершает и всем преславно управляет…».

Я. А. Коменский видел в исправлении людей посредством воспитания важнейшее средство исправления мира.

Интересно
«Мы желаем, — писал педагог, — чтобы каждый получивший правильное образование человек достиг полноты культуры не только в одном, или некоторых, или даже многих направлениях, но во всех, способствующих совершенству человеческой природы; чтобы он умел находить истину и видеть ложь; любил добро и не позволял склонить себя ко злу; совершал то, что должен совершать, и не делал того, чего должен избегать; разумно говорил при необходимости обо всем со всеми, никогда не оставаясь немым, когда надо говорить; и, наконец, чтобы в своих отношениях к вещам, людям и Богу он действовал благоразумно, неопрометчиво и таким образом никогда не отклонялся от цели, своего счастья. Причем именно всесторонне; не напоказ и для обмана, но во имя истины…».

Таким образом, Я. А. Коменский рассматривал воспитание как педагогическую организацию развития «природных дарований», подчеркивая, что делать это надо не во имя внешних проявлений тех или иных качеств человека, а во имя реализации им своего потенциала, который дарован ему Богом и должен способствовать идти путем, предначертанным Господом. Человек, ставший человек, должен быть не столько гражданином, сколько верующим, обращенным к Богу и живущим по его заветам.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)