Развитие теории управления в России

Начиная с XVII в. вопросам управления в России уделялось достаточно много внимания.

Серьезный вклад в развитие управления внесли русский экономист А. Л. Ордин-Нащокин, В.Н. Татищев, главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях и выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов.

П. А. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления.

В 1912 г. российские предприниматели сформулировали следующие семь принципов ведения дел в России:

  1. Уважай власть.
  2. Будь честен и правдив.
  3. Уважай право частной собственности.
  4. Люби и уважай человека.
  5. Будь верен своему слову.
  6. Живи по средствам.
  7. Будь целеустремлен.

В конце 20-х и начале 30-х гг. XX в. управление народным хозяйством в Советском Союзе было полностью централизовано. В развитии советской управленческой мысли исследователи выделяют четыре периода.

1 период. 1920-е гг

В эти годы среди ученых обозначились две основные группы концепций управления:

  • организационно-техническая концепция. А. А. Богданов (Малинов-ский) (1873–1920), О. Е. Ерманский (1866-1941), А. К. Гастев (1882–1941). Производственный процесс воспринимался больше как технический, состоящий из совокупности распорядительных, планирующих, надзорных, контролирующих и регулятивных действий. Известный советский ученый А. К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Он сформулировал и обосновал концепцию «трудовых установок». Важнейшее место при управлении организации труда отводилось инструктажу;
  • социальная концепция. П. М. Керженцев выделял в научной организации труда три объекта: труд, производство и управление, считая последний компонент самым главным. Ф. Р. Дунаевский (1887–1960) разработал теорию «административной емкости», под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством лиц, причем это количество лишь незначительно зависит от личных качеств управляющих.

2 период. 1930–1950-е гг.

Большинство идей управленцев 1920-х гг. оказались забыты. В 1930-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства.

Именно тогда было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Была введена новая для того времени специальность – инженер-экономист отраслевого профиля. Утвердился отраслевой и народно-хозяйственный подход.

3 период. 1960–1970-е гг.

Он связан с новым этапом развития научно-технического прогресса, развитие технико-кибернетического направления. Стали формироваться АСУП (автоматизированные системы управления предприятием, автоматизированные системы управления производством) и шире стали использоваться экономические методы управления.

4 период. С 1980-х гг. – по настоящее время

Была проведена разработка концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям. Идет процесс формирования своей школы менеджмента.

На развитие российского менеджмента влияют:

  • инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления;
  • приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий;
  • комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
  • культурная среда, особенности общественного сознания.

Существует три противоречивых варианта развития российского менеджмента:

  1. Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. Практика показывает, что без подготовки социально-экономических условий, необходимых для проведения западных реформ, их использовать нерационально.
  2. Концепция адаптации западной теории менеджмента предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, то есть не слепое копирование, а приспособление постулатов менеджмента западной теории к современным российским условиям.
  3. Концепция создания российской теории менеджмента учитывает особенности российской ментальности и использования мирового опыта управления. Особенностью российского менеджмента является его гибкость, приспособляемость, маневренность. По мнению большинства ученых, его формирование должно начаться с микроуровня (организации, фирмы, предприятия).

Основные факторы, способствующие развитию менеджмента в России:

  • развитие кадрового и научного потенциала, сохранение великих достижений национальной культуры;
  • обеспечение профессионализма, основанного на высоких этических нормах, на всех уровнях государственного, регионального, муниципального и организационного управления;
  • внедрение методов комплексной автоматизации производственных процессов, совершенствование форм и методов управления;
  • единство власти и ответственности и т. д.

В современных условиях важное значение имеет исследование аспектов касательно организации как открытой и гибкой системы, что, по мнению В. Н. Жаринова, актуально с точки зрения конвергенции информационных и телекоммуникационных технологий, а также интеллектуальной поддержки принятия решений. Обращает на себя внимание исследование К. И. Рустамова, в котором он рассматривает организации как открытые и закрытые системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)