Теории по отношению человека к труду

Теория Макгрегора – (X–Y)

Ученый считал, что подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Он выделил два типа работника: работник типа Х и работник типа Y. Работник типа Х: от природы ленив, не хочет нести ответственность, не инициативен.

Человека нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения. Работник типа Y: у него существует естественная потребность к работе, он стремится к ответственности, инициативен. Человека нужно побуждать к работе, а не принуждать.

Теория У. Оучи – теория Z. Эта теория разработана в 1981 году на основе японского опыта управления и считается продолжением теории X–Y Д. Макгрегора. У. Оучи считал, что человек не относится ни к типу Х, ни к типу Y, а относится к типу Z, то есть в зависимости от производственной ситуации он ведет себя или как Х, или как Y.

Исходным положением этой теории выступает человек как основа любой организации, и именно от него зависит успех организации.

Существуют и другие теории мотиваций.

Теория трудовых установок А. Гастева является отражением энтузиазма советских людей в то время (социалистическое соревнование, лозунги, досрочное выполнение плана и т. д.).

Для использования этой теории в практике должны быть созданы мотивы, апеллирующие к таким высшим человеческим характеристикам, как энтузиазм, долг, совесть, дух соревнования.

Теория мотивации бездефектного труда (концепция кружков качества) была разработана в 1962 г. в Токио.

В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества:

  • количественное ограничение числа работников кружка (от 3 до 13 человек);
  • добровольная основа вхождения в кружок;
  • активизация поведения человека и его интеллектуальной деятельности в группе людей, а не самостоятельно;
  • работа непосредственно на рабочем месте, в привычной рабочей обстановке и атмосфере;
  • формулирование задач и проблем как составная часть деятельности производственной группы;
  • соревновательный характер групп;
  • принцип бездефектного труда (личная ответственность и т. д.);
  • наличие системы поощрений;
  • политика взаимного обогащения знаниями и обучения.

Мотивационный процесс можно представить в виде шести стадий: возникновение потребностей, поиск путей их устранения (удовлетворение, подавление, игнорирование), определение целей действия, осуществление действия, получение вознаграждения за осуществление действия, устранение потребности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)