Содержательные теории мотивации в менеджменте

Теория потребностей А. Маслоу

Согласно данной теории, существует пять основных типов потребностей, которые определяют поведение человека, и они образуют иерархическую структуру (в порядке значимости) (рис. 12).

Содержательные теории мотивации в менеджменте

Суть теории А. Маслоу состоит в следующем:

  • потребности человека делятся на первичные и вторичные, образуя пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом:
  • первичные:
  • физиологические потребности (уровень 1);
  • потребность в безопасности (уровень 2);
  • вторичные:
  • социальные потребности (уровень 3);
  • потребность в уважении, самоутверждении, успехе (уровень 4);
  • потребность в саморазвитии, самовыражении (уровень 5);
  • потребности высшего порядка не мотивируют человека, пока хотя бы частично не будут удовлетворены потребности низших уровней;
  • поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
  • после того, как потребность удовлетворена, прекращается ее мотивирующее действие.

Д. Мак-Клелланд выделил три потребности, мотивирующие человека: потребность во власти; потребность в успехе; потребность в принадлежности к определенному классу (социальная потребность).

Потребность в успехе (Need for Achievement) предполагает стремление к достижению трудных и увлекающих целей. Работники, для которых в высокой степени характерна потребность в успехе, получают удовлетворение, достигнув результата, независимо от того, заметил ли это кто-нибудь или нет.

Потребности в причастности (Need for affiliation) выражается в стремлении к теплым и дружеским отношениям с
другими людьми. Работники с сильно выраженной потребностью в причастности любят работать в тесном контакте и кооперации со своими сотрудниками, стремятся добиться одобрения и доверия от окружающих и искренне заботятся об интересах и чувствах других людей.

Потребность во власти (Need for power) связана с внутренним стремлением человека контролировать других людей и влиять на их поведение. В зависимости от того, как эта потребность используется, она может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на управленческий успех.

Стремление к личной власти предполагает стремление к доминированию. Д. Мак-Клелланд считал, что наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, удовлетворены.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Интересно
Американский психолог Ф. Герцберг сформулировал эту теорию на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Участников интервью просили описать ситуации, в которых они чувствовали удовлетворенность или неудовлетворенность работой. Он разделил потребности на гигиенические и мотивирующие факторы.

Гигиенические факторы – размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля. Мотивирующие факторы – ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей.

Суть теории: гигиенические факторы всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой; в то время как для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)