Функция мотивации в менеджменте
Мотивация – одна из важнейших функций менеджмента. Мотивация – процесс стимулирования человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей организации.
Упрощенная модель мотивации через потребность представлена на рис. 9.
Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта.
Основные параметры работы с точки зрения мотивации представлены на рис. 10.
На поведение работника влияет:
- стимулирование (внешний раздражитель, склоняющий человека к действию, например, премии, штрафы и т. д.);
- мотивация (внутреннее побуждение, склоняющее к действию. Это то, что лежит внутри человека и базируется на системе внутренних ценностей).
Мотив – внутреннее побуждение (импульс), который заставляет человека поступать определенным образом.
Стимул – это внешний раздражитель, склоняющий к действию. В переводе с древнегреческого – это палка с заостренным концом для подгона животных. Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).
Основной отправной точкой в процессе стимулирования являются неудовлетворенные потребности (рис. 11).
Процесс стимулирования – воздействие на работника с учетом его потребностей, желаний, стремлений, целей и мотивации поведения.
Виды стимулов:
- нематериальные:
- социальные (участие в управлении, принятие решений, оздоровительные программы);
- моральные (похвала, грамота, благодарность, звания, публикации, Доска почета);
- творческие (сам процесс труда, усложнение задач);
- социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, корпоративный дух);
- материальные:
- в денежной форме (размер оклада, премии, надбавки, доплаты);
- в неденежной форме (служебное жилье, путевка в санаторий, в детский сад и т. д.).
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия. Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Оценка вознаграждения относительна и различна у разных людей.
Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией: зарплата, продвижение по службе, признание, дополнительные выплаты и др.
- Применение систем искусственного интеллекта для поддержки принятия управленческих решений
- Глобальные тренды в развитии цифровых финансов
- Управление на основе Big Data в условиях цифровизации экономики
- Функция контроля в менеджменте
- Теории по отношению человека к труду
- Процессуальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации в менеджменте
- Функция организации в менеджменте
- Функция планирования в менеджменте
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу