Функция мотивации в менеджменте

Мотивация – одна из важнейших функций менеджмента. Мотивация – процесс стимулирования человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей организации.

Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

Упрощенная модель мотивации через потребность представлена на рис. 9.

Функция мотивации в менеджменте

Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта.

Основные параметры работы с точки зрения мотивации представлены на рис. 10.

Функция мотивации в менеФункция мотивации в менеджментеджменте

На поведение работника влияет:

  • стимулирование (внешний раздражитель, склоняющий человека к действию, например, премии, штрафы и т. д.);
  • мотивация (внутреннее побуждение, склоняющее к действию. Это то, что лежит внутри человека и базируется на системе внутренних ценностей).

Мотив – внутреннее побуждение (импульс), который заставляет человека поступать определенным образом.

Стимул – это внешний раздражитель, склоняющий к действию. В переводе с древнегреческого – это палка с заостренным концом для подгона животных. Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).

Стимулирование труда – процесс нахождения компромисса между трудовыми притязаниями работника и возможностью организации их удовлетворения. Он включает использование всех факторов повышения производительности труда, развития потенциала и удовлетворенности трудом.

Основной отправной точкой в процессе стимулирования являются неудовлетворенные потребности (рис. 11).

Функция мотивации в менеджменте

Процесс стимулирования – воздействие на работника с учетом его потребностей, желаний, стремлений, целей и мотивации поведения.

Виды стимулов:

  • нематериальные:
  • социальные (участие в управлении, принятие решений, оздоровительные программы);
  • моральные (похвала, грамота, благодарность, звания, публикации, Доска почета);
  • творческие (сам процесс труда, усложнение задач);
  • социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, корпоративный дух);
  • материальные:
  • в денежной форме (размер оклада, премии, надбавки, доплаты);
  • в неденежной форме (служебное жилье, путевка в санаторий, в детский сад и т. д.).

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия. Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Оценка вознаграждения относительна и различна у разных людей.

Внутреннее вознаграждение дает сама работа: чувство достижения результата, значимость работы, общение в процессе работы.

Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией: зарплата, продвижение по службе, признание, дополнительные выплаты и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)