Функция организации в менеджменте

Функция организации – это процесс формирования системы полномочий в организации и создание на этой основе организационной структуры.

Устанавливаются взаимоотношения между всеми подразделениями фирмы, определяется порядок и условия функционирования организации.

Функция организации предполагает:

  • определение структуры фирмы;
  • установление взаимосвязей внутри организации и распределение функций между всеми ее подразделениями;
  • предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Основные проблемы, возникающие при разработке и совершенствовании структуры управления:

  • установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями (определение их целей, условий работы и стимулирования);
  • распределение ответственности между руководителями;
  • организация информационных потоков;
  • выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
  • выбор соответствующих технических средств.

Организационные структуры управления промышленными фирмами определяются многими факторами и условиями:

  • производственный профиль и сфера деятельности фирмы;
  • размеры производственной деятельности;
  • характер выпускаемой продукции и технология ее производства;
  • характер объединения.

Организационная структура фирмы постоянно изменяется и совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды.

Централизация – концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления.

Децентрализация – передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а также передача соответствующей ответственности и прав на нижний уровень управления.

Преимущества централизации:

  1. Она улучшает контроль и координацию, уменьшает масштабы и количества ошибочных решений, принятых менее опытным руководителем.
  2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы растут и развиваются за счет других.

Преимущества децентрализации:

  1. Управлять особо крупной организацией централизованно невозможно, поскольку требуется большое количество информации для принятия эффективных решений.
  2. Децентрализация дает право принимать решение тому руководителю, который ближе всего находится к проблеме и лучше ее знает.
  3. Децентрализация помогает в подготовке молодых руководителей к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать решения в самом начале карьеры.

Делегирование полномочий – передача полномочий сотруднику, котрый полностью берет на себя ответственность за их выполнение.

Делегирование не освобождает руководителя от общей ответственности, за ним остается окончательная обязанность окончательного решения.

Цели делегирования:

  • разгрузка вышестоящих руководителей, освобождение их от текучки и создания благоприятных условий для решения стратегических задач управления;
  • повышение профессионализма нижестоящих звеньев;
  • активизация человеческого фактора, увеличение заинтересованности и вовлеченности работников.

Причины делегирования полномочий:

  1. Подчиненный может сделать данную работу лучше.
  2. Стоимость принимаемого решения на более низком уровне будет меньше.
  3. Чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться проблемой.
  4. Высвобождение времени и сил руководителя для выполнения первостепенных дел.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность – это обязательство работника выполнить делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Полномочия – это организационно закрепленное, ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на выполнение делегируемых работнику задач.

При делегировании полномочий необходимо ответить на три вопроса:

  • «что?» – определите, что именно нужно делать, и проследите, чтобы это было выполнено;
  • «кто?» – определите, кто это может делать, и организуйте обучение;
  • «как?» – используйте навыки межличностных отношений для создания продуктивной обстановки.

Делегирование не освобождает руководителя от общей ответственности. Это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. За руководителем остается обязанность принять окончательное решение.

Никогда нельзя делегировать решение стратегических задач, подбор команды и вопросы, касающиеся мотивации и стимулирования труда сотрудников.

Положительные факторы делегирования полномочий:

  • делегирование освобождает руководителя от выполнения несвойственных, рутинных операций, освобождает для решения важных и творческих вопросов;
  • делегирование является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников и способствует использованию их профессиональных знаний и опыта;
  • делегирование положительно влияет на мотивацию сотрудников.

Они чувствуют себя хозяевами на определенных участках работы, а это способствует:

  • раскрытию способностей, проявлению инициативы и самостоятельности;
  • расширению уровней принятия решений;
  • расширению объема выполняемых организацией заданий.

Типичные препятствия при делегировании, связанные с личностью руководителя:

  • желание действовать, а не руководить;
  • мнение руководителя, что он выполнит задание лучше;
  • неумение делегировать ответственность при распределении заданий;
  • отсутствие у руководителя организаторских способностей;
  • отсутствие опыта работы;
  • неуверенность в себе;
  • боязнь попасть в разряд нелюбимых руководителей;
  • позиция недопущения ошибок;
  • недоверие к подчиненным;
  • нежелание развивать профессионализм своих подчиненных;
  • неясность задач и неумение их объяснить.

Возможные негативные последствия для руководителя, передающего свои полномочия подчиненным:

  • подчиненные совершают ошибки. Руководитель отвечает перед организацией за ошибки своего отделения;
  • подчиненные работают лучше, чем руководитель, что хорошо для организации, но плохо для руководителя;
  • подчиненные не хотят брать на себя дополнительные обязательства и жалуются на дополнительную работу. Эту проблему руководителю следует решить до постановки задания.

Примеры ситуаций, которые могут затруднять делегирование:

  • политика в организации (подразделении) определяется одним человеком;
  • путаница в распределении обязанностей и полномочий;
  • обстановка нетерпимости к ошибкам;
  • необходимость принимать рискованные решения;
  • срочность, которая не оставляет времени на объяснения;
  • нехватка квалифицированных кадров.

Правила, необходимые при отдаче распоряжения:

  1. Правило наименьшего действия. При планировании какого-либо действия необходимо помнить, что нужно стремиться к минимальным затратам ресурсов.
  2. Правило заинтересованности исполнителя. Это является условием своевременного и качественного исполнения проектируемого действия исполнителя.
  3. Правило двойного контроля. Любое действие контролируется. Действия контролеров также должны быть подвержены контролю.
  4. Правило постфактического контроля. Контроль над действиями, которые являются однотипными, регулярно повторяющимися, должен проводиться не в процессе исполнения, а по результатам работы, с возложением максимальной ответственности на исполнителя.
  5. Правило необходимой квалификации. Выполнение действий должно поручаться тому, который обладает достаточной квалификацией для его исполнения.
  6. Правило информированности.
  7. Правило необходимой производительности. Выполнение действия должно поручаться тому исполнителю, который обладает реальной возможностью выполнить его в требуемое время.
  8. Правило работы по горизонтали. При выполнении рутинных работ, постоянно входящих в круг обязанностей исполнителя, он должен взаимодействовать с работниками всего, информируя руководителя только о результатах.
  9. Правило управления по отклонениям. Руководитель вышестоящих (над исполнителем) уровней вмешивается в ход работы только при наличии отклонений, которые не были устранены исполнителем самостоятельно.
  10. Правило управления по статистике. Информация по статистике производства за длительный период для принятия управленческих решений важнее, чем информация о текущем состоянии производства.
  11. Правило единства источника первичной информации. Если в разных подсистемах управления используется один и тот же первичный показатель, то должен быть только один источник первичной информации – один документ, один человек, одна должность, один автоматический прибор и т. д. Первичные документы должны выписываться в минимальном количестве экземпляров. Службы, использующие первичные документы для отметок в контрольных журналах, ведомостях, картотеках должны передавать их, чтобы не возникали неприятные обстоятельства.
  12. Правило проходных документов: неграмотная или неполная формулировка поставленной задачи; личная неприязнь к руководителю; непоследовательность в принятии решений руководителем.

Отказы, в большей степени вызванные внешними обстоятельствами:

  • недостаток ресурсов для выполнения;
  • специфика отношений в коллективе;
  • низкий уровень организации работы.

Полномочие является закрепленным правом использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на выполнение делегируемых им задач. Ответственность подразумевает обязательство работника выполнить делегируемые ему задачи и отвечать за их решение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)