Развитие теории индивидуализации и дифференциации обучения во второй половине ХХ века

В 1940–1950-е годы в зарубежных странах ослаб интерес к вопросам индивидуализации обучения, хотя уход от дифференциации осуществлен не был.

При этом резко сократилась экспериментальная деятельность, что было обусловлено политическими и социально-экономическими причинами.

Ко второй половине ХХ века система среднего образования в зарубежных странах характеризовалась:

  • отсутствием единства (неравноценность статусов, содержания, уровней образования, перспектив в обучении социальном устройстве);
  • дуализмом (наличие академического и практического направлений);
  • антидемократическими принципами организации (отбор на ранней ступени обучения, жесткое распределение по типам и видам школ).

С 1960-х годов начался новый виток развития идеи индивидуализации обучения в экономически развитых зарубежных странах.

Цель реформ образования, проводившихся в странах Запада в 1960–1970-х годах – модернизация школьной системы, обеспечение учащимся свободного доступа к полноценным знаниям в объеме средней школы.

В середине ХХ века в Европе начали создавать новый тип общеобразовательной школы, предназначенный для подготовки к получению общего среднего или профессионального образования.

Создание единых школ (объединенных школ в Англии, единого колледжа во Франции, общих школ в Германии) повлекло за собой усиление разнородности состава учащихся по различным параметрам: уровню подготовки, способностям, жизненным целям, идеалам. Это поставило вопрос о необходимости проведения дифференцированного обучения.

Начиная с 1960-х годов, все большее признание получает терапевтический подход к обучению, с позиций которого осуществляется внедрение таких методов, как консультативный метод, метод открытий.

Вновь становится востребованным метод исследовательских проектов и экспериментирования. Так, в старших классах американской школы на него отводится до 20 % учебного времени.

С 1990-х годов индивидуализация обучения рассматривается с точки зрения личностного и профессионального самоопределения учащихся.

В этот период актуализируется личностно ориентированный подход к обучению, что требует как теоретического обоснования, так и научно-методического обеспечения, основанного на учете способностей и интересов учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)