Понятие дифференциация и индивидуализация, суть и взаимосвязь понятий

Особенности организации интегрированного и инклюзивного образования. Понятие «дифференциация» и «индивидуализация», суть и взаимосвязь понятий.

Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он получил название метода сократической беседы.

Учитель (как правило, философ) постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания.

Для поддержания интереса обучающегося рассуждения учителя перемежались постановкой чаще всего риторических вопросов.

Сократические беседы проводились с одним или несколькими учениками. Это позволяло понять ученика, его способности, возможности обучаться.

Каждого ребёнка, необходимо гармонично и всесторонне развивать, формировать как неповторимую индивидуальность. Для этого существуют разные подходы, процессы обучения.

Рассмотрим понятия «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, они рассматриваются в единстве. Существуют различные точки зрения на характер их взаимосвязи: дифференциация отождествляется с индивидуализацией.

Дифференциация обучения – разделение, разведение процессов на составляющие части. Дифференциация – разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения.

При этом важно отметить, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным.

Дифференциация – принцип совершенствования (реформирования) системы образования, который:

  • реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании;
  • предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся;
  • создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др. предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения.

Индивидуализация обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, уровень их способностей к учению.

Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

А так же это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают стандарты и реальные возможности каждого ученика.

Интересно
Личностно ориентированное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося
в процессе обучения.

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения разрабатывались в педагогической науке как принципы обучения. Однозначной трактовки терминов «дифференциация», «индивидуализация», «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «дифференцированное обучение» не существует.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)