Направления работы с одаренными детьми

Сегодня в мире все больше внимания уделяется такому направлению дифференциации образования, как обучение одаренных детей и подростков.

Масштабы, принципы и форма организации обучения и поощрения талантливых детей в практике западного образования разнообразны: создаются «школы для вундеркиндов», проводятся специальные семинары, для одаренных детей организуются классы, летние лагеря и школы, курсы при университетах, предоставляются различные льготы для продолжения образования.

Изучение практики работы с одарёнными школьниками в США, Европе и России позволяет заключить, что есть две альтернативные друг другу стратегии их обучения: ускорение и обогащение.

В зарубежных странах стратегия ускорения темпа обучения или акселерация становится всё популярнее.

Различают такие варианты акселерации:

  • раннее поступление в школу;
  • перескакивание через класс;
  • формирование школ и классов с ускоренным обучением;
  • акселерация по предмету или группам предметов;
  • предварительное изучение вузовского курса.

В зарубежной образовательной практике успешным учащимся предоставляется возможность ускоренно осваивать школьные программы.

В тех случаях, когда ребенок проявляет интерес к конкретным образовательным областям, ему предлагают прослушать курсы, предназначенные для учащихся старшего возраста.

Если ребенок демонстрирует большие способности к изучению всех предметов, используется другой путь – перевод в класс старшей возрастной группы. Считается, что так будут созданы благоприятные условия для полноценного развития интеллектуальных сил одаренного учащегося.

Во многих исследованиях утверждается, что ускорение положительно отражается на академических достижениях учащихся. В то же время некоторые ученые не высказывают однозначно положительного отношения к ускорению.

Среди причин такого отношения называются следующие:

  • развитие ребенка может замедлиться, и его возвращение в прежний класс отрицательно скажется на психологическом состоянии, на отношении к учебе в целом;
  • у ребенка могут возникнуть сложности во взаимоотношениях со старшими по возрасту одноклассниками;
  • уровни академического и социально-психологического развития часто не совпадают. Яркий в умственном отношении ребенок может не справиться с эмоциональными проблемами, возможными в новых условиях.

Раннее поступление в школу оправдывает себя в том случае, когда умственное развитие ребенка значительно выше среднего (одаренные дети), а социальное, эмоциональное и физическое развитие протекает нормально, соответственно возрасту.

Перескакивание через класс требует большой самостоятельности при освоении предметов следующего класса, поэтому также рекомендуется только особо одаренным учащимся в случае, если другие возможности акселерации учебной работы отсутствуют.

Интересно
Школы и классы с ускоренным обучением предназначены для наиболее способных учащихся. В ФРГ, к примеру, если учащийся имеет особые способности лишь по 1–2 дисциплинам, то удачной мерой помощи школы в его развитии становится включение в занятия старшего класса только на выбранных предметах.

Ученик продолжает посещать уроки с ровесниками, но при этом выполняет задания уровня старшей возрастной группы, соответствующие его способностям и интересам.

Этот вариант одарённости затрагивает узкую предметную область, в остальном ребёнок не отличается от других детей, поэтому выбор такой формы для него весьма удачен.

Акселерация здесь частична: ребёнок не выходит из школы раньше, он лишь быстрее изучает программу по отдельным предметам.

Другая стратегия – обогащение, или интенсификация – также весьма популярна на Западе. Содержание интенсификационных программ включает дополнительный материал, не входящий в обычные учебные программы.

Различают горизонтальное и вертикальное обогащение. При горизонтальном обучении знания учащихся расширяются на основе изучения дополнительной литературы, включения в программы новых тем или изучения предметов по выбору.

При вертикальном обогащении знания углубляются: работа учащихся протекает на более высоком уровне сложности. Дж. Рензулли предложил три пути обогащения.

Первый предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности для выяснения, какая из них в наибольшей степени увлекает каждого школьника, второй путь предусматривает овладение учащимися сложными умениями (проводить исследования, брать интервью, критически оценивать статьи), третий основан на практическом применении умений и навыков, приобретенных на предыдущих этапах обучения.

К. Мейке предложила такие пути обогащения содержания обучения учащихся с высоким уровнем развития способностей: сделать материал более абстрактным, сложным, вариативным; включить в программы биографии ученых, внесших значительный вклад в развитие науки; применять в учебной работе научные методы исследования и межпредметный материал.

В этих целях исследовательница рекомендует:

  • использовать поисковые задачи;
  • акцентировать внимание учащихся не так на принципах или фактах, сколько на объяснении и доказательстве их; предоставлять возможность выбора проекта или темы для изучения;
  • включать детей в групповую работу;
  • менять темп обучения в зависимости от уровня сложности материала;
  • разнообразить методы обучения.

К. А. Томлинсон и другие педагоги разработали иную модель обогащения содержания образования, предназначенную не только для тех учащихся, чьи способности уже проявились, но и для тех, чьи способности еще не обнаружились достаточно явственно.

Модель включает в себя четыре взаимодополняющие части: базовую (the Core Curriculum), меж- и внутрипредметную (the Curriculum of Connections), практическую (the Curriculum of Practice), идентификационную (the Curriculum of Identity).

Базовая часть рассматривается как стартовая точка обучения и включает ключевые факты, понятия, принципы и умения, существенные для дисциплины.

Вторая часть создана для того, чтобы учащиеся имели возможность применять приобретенные знания в ситуациях меж- и внутрипредметного синтеза.

Третья часть предполагает формирование аналитических, исследовательских умений. Четвертая часть предоставляет возможность раскрывать индивидуальность в процессе учебной, главным образом самостоятельной, работы.

С целью обеспечения учебных потребностей одаренных детей в школах Англии используются такие формы обучения, как «бендинг» (banding) и «стриминг» (streaming), «сеттинг» (setting). «Бендинг» (banding – деление на ленты, полосы).

Эта форма основана на распределении всех учащихся одной возрастной группы по уровню интеллекта на три «полосы».

После окончания начальной школы 25 % учащихся переводятся в верхнюю полосу (top band), 50 % в среднюю полосу (middle band) и 25 % в нижнюю полосу (bottom band).

С одной стороны, это оптимизирует обеспечение учебных потребностей всех учащихся, но, с другой стороны, обучение в полосе ориентируется на среднего учащегося, потребности высокоодаренных детей, которых всего 2–3 % в возрастной группе, удовлетворяются не полностью.

Исследования зафиксировали отрицательный социальный эффект этого вида группировки вследствие «навешивания ярлыков», которое выполняет роль «самоподтверждающего пророчества», когда более одаренные дети, помещенные в несоответствующую их способностям группу, учатся хуже возможного. Перевод учащихся в другую группу встречается довольно редко.

«Стриминг» (streaming – деление на потоки) – метод группирования по способностям на много потоков, что позволяет делать группы более однородными, чем при «бендинге».

«Стриминг» начинает применяться в средней школе на второмтретьем году обучения. Считается, что здесь меньше «навешивания ярлыков», так как нет жесткого деления на три группы.

Но одаренные дети не всегда могут найти место в этой системе, поэтому нередко для них создаются специальные потоки (express stream), где вводятся добавочные предметы, обеспечивающие более высокий темп обучения.

Интересно
«Сеттинг» (setting – деление на сеты, группы) предполагает группировку детей при обучении отдельным предметам на основе успеваемости.

Один и тот же учащийся может быть в первом сете по естествознанию и в последнем – по математике. Педагоги убеждены, что «сеттинг» имеет значительные преимущества по сравнению с другими организационными формами обучения.

Во-первых, занятия с однородным по составу классом позволяют учителю определять содержание, формы и методы обучения согласно уровням способностей и подготовки каждого школьника учащихся, что способствует повышению мотивации к обучению и росту показателей успеваемости.

Во-вторых, однородный состав учащихся стимулирует каждого из них к повышению индивидуальных показателей успеваемости, дает возможность сравнивать собственные успехи с успехами себе подобных.

В-третьих, одаренные дети, способности которых проявляются не во всех предметах, имеют условия для развития своего потенциала.

Эта форма обучения является социально справедливой, так как основана на различии интеллектуальных возможностей. Широко применяется план индивидуализированного обучения математике «SMILE» (Secondary Mathematics Individualised Learning Experiment).

Эта система была создана, чтобы предоставить каждому учащемуся возможность добиваться максимальных результатов в соответствии со способностями в свойственном ему темпе. Каждый школьник прорабатывает в рамках программы примерно 1300 индивидуальных карт, содержащих обширный материал.

На экзамене от 30 до 50% оценок исходит из уровня работы учащегося во время прохождения курса. К числу распространенных организационных форм обучения одаренных детей относится и «неградуированная школа» (ungraded school) в системе альтернативного образования. Неградуированная система обычно применяется в первые три года обучения, хотя в иных школах существует все 6 лет.

Программа обучения разделена на 8-12 уровней (levels). Учащиеся одинаковых способностей занимаются самостоятельно в небольших группах.

К следующему уровню школьники переходят по окончании программы предыдущего, не ожидая других учеников. То есть часть детей может завершить программу трех лет за два года и перейти к промежуточному циклу начальной школы (4-й, 5-й, 6-й годы обучения), иногда также неградуированному, для других продвижение по уровням может занять четыре года и более.

Неградуированная школа повлекла за собой многие изменения, вплоть до архитектурных перемен в школьном строительстве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)