Становление идеи индивидуализации и дифференциации обучения в довоенный период

Один из первых пропагандистов дифференциации в обучении Г. Кершенштейнер писал, что необходимо дифференцировать школу, приспосабливая ее к разнообразным целям общества и задаткам, склонностям учащихся.

Так, Г. Кершенштейнер в своей формулировке указывает, что школа играет роль буфера между государством (обществом) и ребенком, при этом цели задаются первым, а от второго требуются способности в их достижении.

В 1920-х годах Э. Торндайк и Л. Терман выдвинули идею построения школьной программы на базе дифференцированных по уровню преподавания профилей – трэков (направлений обучения). На этой основе школа США начала перестраиваться.

Вместе с тем, в начале XX века в США велись активные поиски способов индивидуализации учебного процесса, получившие название по тем городам, где впервые были использованы.

Например, «Санта-Барбара-план» предусматривал разделение учащихся на три подгруппы в соответствии с их интеллектуальными способностями. Объем и глубина изучения материала в каждой подгруппе различались, при этом допускался переход учащихся из одной группы в другую.

«Норт-Денвер-план» определял для всего класса минимальные требования и предусматривал возможность усложнения заданий и ускорения продвижения по учебной программе более способных учащихся.

«Пуэбло-план» предусматривал изучение учебного материала в общем объеме всеми учащимися, каждый из которых работал в своем темпе.

В ходе разработки «Дальтон-плана» практиковался метод контрактов, предусматривавший разбивку всего объема материала на фрагменты-задания.

Интересно
Одним из достоинств «Дальтон-плана», по мнению М. Кларина, являлось то, что он позволял наиболее способным добиваться наивысших достижений.

Широкую известность в 1920-е годы в Англии получил «Говард-план», делавший основной упор на подвижность распределения учащихся по группам: можно было заниматься по разным предметам в составе различных групп.

Для экспериментов по индивидуализации обучения было характерным сочетание индивидуального режима работы с организацией подвижных по составу учебных групп.

Это было характерным для «Иена-плана», разработанного в 1920-е годы профессором Иенского университета П. Петерсан. М. Кларин отмечает, что деление учащихся на классы по возрасту и уровню подготовки (горизонтальная группировка) было заменено объединением детей разного возраста и уровня подготовки (вертикальная группировка).

Преобладала работа по индивидуальным планам и самостоятельное изучение материала. Внутри групп на основе общих интересов образовывались временные группы, в которые входили от двух до шести человек, с переменным в зависимости от вида деятельности составом.

Еще одним направлением экспериментальной деятельности был метод контрактов (заданий для индивидуального выполнения), в рамках которого происходило разделение содержания обучения на фрагменты-задания трех уровней сложности, которые в случае полного усвоения соответствовали оценкам «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

При этом учащиеся имели право выбора уровня усвоения материала. Основными сложностями, так и не преодоленными в полной мере, были трудности в подразделении содержания на фрагменты, в определении критериев усвоения знаний.

Большое влияние на становление идей индивидуализации обучения оказал «метод проектов», который позволял в полном объеме реализовывать принцип «learning by doing» – «обучения деланием».

Д. Дьюи предлагал положить в основу организации школьного образования именно этот метод, способствующий формированию социальной компетентности ребенка и развитию его индивидуальности.

В ХХ в. метод проектов, разработанный Д. Дьюи, его учениками и последователями У. Килпатриком, Э.Коллингсом и другими, широко распространился в мировой педагогической практике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)