Современное состояние проблемы индивидуализации и дифференциации обучения

В настоящее время роль дифференциации учебного процесса возросла. Она рассматривается под углом зрения принятого Всемирным образовательным форумом, проходившим 26–28 апреля 2000 года в Сенегале, решения претворить в жизнь лозунг «Образование для всех» с целью приведения обучения в соответствие с потребностями всех учащихся, а не только тех, кто сумел адаптироваться к существующей системе образования.

Характеризуя международный опыт по осуществлению дифференциации образования на старшей ступени, можно выделить два основных пути.

Первый предполагает открытие стационарных отделений, каждое из которых работает в соответствии с учебными планами и программами, обязательными для всех учащихся, выбравших тот или иной профиль (Франция, Италия, Испания, Дания, Япония).

Так, полное среднее образование во Франции предоставляют лицеи по различным профилям, в Швеции по окончании обязательной девятилетней школы учащийся может продолжить образование в гимназиях, которые предлагают как общеобразовательную, так и профессиональную подготовку, в Японии старшая школа также имеет общеобразовательное и профессиональное отделения с разными специализациями.

Другой путь осуществления дифференциации заключается в наличии большого количества элективных предметов при ограниченном количестве обязательных предметов (США, Англия).

Следует отметить, что в старшей средней школе США объем предметов по выбору сокращается, обязательных увеличивается. Такая же тенденцияпрослеживается и в британской школе.

Профильная ступень рассматривается  какподготовительная к получению высшего образования.

Учащиеся, выбравшие академическое направление, могут претендовать на поступление в классические университеты, профессиональное – в профильные высшие учебные заведения.

Интересно
Помимо специализации по одному из направлений науки, техники, искусства полное среднее образование включает общеобразовательную подготовку.

Так удается, с одной стороны, поддерживать уровень общей культуры общества, с другой – учитывать разнообразие способностей людей, их склонности к тому или иному виду деятельности и потребность реализации себя в ней.

Общее образование на старшей ступени школы во всех развитых странах Европы является профильным.

В большинстве стран Европы к 7-му году обучения ученик должен определиться в профессиональном выборе, когда ему предлагается два варианта обучения в основной школе: «академический», открывающий путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по учебному плану, содержащему в основном прикладные и профессиональные дисциплины.

Направления дифференциации, аналоги профилей, распределяются так: в англоязычных странах – два (академический и неакадемический), во Франции – три (естественнонаучный, филологический, социально-экономический), в Германии – три («язык/литература/искусство», «социальные науки», «точные науки, технология»).

Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана учащегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Германия), до возможности выбора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия).

Традиционно за рубежом выделяют виды дифференцированного обучения, в основе которого лежат индивидуально-типологические особенности учащихся: общие и специальные способности, интересы и склонности, предполагаемая профессия, национальность, религиозная принадлежность, социальное и материальное положение их семей. Обычно дифференциация вводится после окончания начальной школы через учебные заведения различного типа.

Это грамматическая и современная школы (Англия); реальное училище, гимназия, интегрированная, кооперативная, основная школы (Германия); коллеж, технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей (Франция); средние школы разных типов (США); гимназия и специализированная гимназия (Греция).

В течение десятилетий в большинстве стран Западной Европы после окончания начальной школы учащиеся распределялись в школы, дававшие принципиально различную подготовку, обуславливающую продвижение по образовательной лестнице.

С точки зрения К. А. Томлинсон, дифференцированное обучение отличается:

  • планированием работы с учащимися, имеющими различные уровни подготовки;
  • предоставлением им качественно отличных заданий;
  • разнообразием подходов к содержанию, организации процесса обучения и его результатам; сосредоточением на познавательных потребностях учащихся;
  • оптимальным сочетанием общеклассной, групповой, индивидуальной форм;
  • более оперативным реагированием на нужды учащихся.

К. А. Томлисон полагает, что в процессе дифференцированного обучения следует концентрироваться на понятиях и принципах, а не на фактах, акцентировать внимание учащихся на неизвестном, вовремя прекращать заниматься тем, что хорошо усвоено, применять дидактические материалы, соответствующие возможностям учащихся, использовать различные виды помощи – как технические, так и со стороны преподавателя и одноклассников.

Интересно
Особый характер школам Великобритании, Швейцарии и США придают специальные образовательные программы – главный критерий дифференциации в пределах одного учебного заведения. В общеобразовательной школе существует несколько типов учебных программ.

Традиционный тип программы – обязательный курс. Более многочисленны специальные программы, адресованные той или иной части учащихся: факультативы, элективные курсы. Гимназия в Германии предлагает не менее шести профилей обучения, а основная школа осуществляет дифференциацию по системе, включающей такие варианты программ, как профессиональный курс, расширенный курс, основной курс, адаптированный курс.

Во Франции сложились три типа программ завершающего общего образования: в общеобразовательном, технологическом и профессиональном лицеях одновременно с обязательными для всех программами предлагаются программы подвижного (модульного типа).

Факультативные занятия, имеющие  необязательныйхарактер, предусматривают как урочную, так и внеклассную, и внешкольную работу учащихся по интересам и дают им возможность развить личные способности в различных сферах деятельности. Индивидуально-дифференцированный подход проявляется и на уровне структуры учебного заведения.

Ученые Гарвардского университета Ф. Мостеллер, Р. Дж. Лайт и Дж. Сечс приводят классификацию существующих видов группирования учащихся в школах США:

  • смешанное (гетерогенное) группирование по классам в рамках одной учебной параллели (дети одного возраста) предусматривает занятия в одной группе учащихся с широким спектром уровней и учебных способностей;
  • группирование по уровню развития навыков – гомогенное группирование в рамках одной учебной параллели, которое еще называется «XYZ-группировки», то есть в каждом классе сосредоточены ученики с определенным уровнем способностей;
  • группирование, при котором вместе занимаются ученики, которые достигли одинакового уровня развития навыков по определенному предмету, а иные предметы изучаются в других группах;
  • гомогенное группирование в пределах одного класса, когда ученики делятся по уровню развития учебных умений на три группы в пределах класса;
  • гетерогенное группирование в рамках одного класса – объединение в «команды» – представляет собой инновационную форму группировки, предусматривающую включение в каждую «команду» учащихся с разным уровнем учебных умений и способностей.

В США проводятся исследования широкого спектра по изучению влияния процессов дифференциации на самооценку школьников, на их представление о себе (Я-концепции), на успехи в учебе.

Ученые доказывают, что те, кто учится в классе для детей с низким уровнем способностей, склонны считать себя неудачниками. Они часто оставляют школу и отличаются антисоциальным поведением.

Большое внимание проблеме разделения учащихся на потоки по уровню способностей уделяет В. Глассер. Он считает, что школьники должны учиться только в гетерогенных классах.

Объединение учащихся в гомогенные по уровню способностей и учебным успехам классы негативно влияет не только на самих учащихся, но и на учителей, создает ситуацию, где неудача порождает неудачу, неудачники находятся в изоляции от благополучных детей, которые могли бы оказать им товарищескую помощь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)