Современное состояние проблемы индивидуализации и дифференциации обучения
В настоящее время роль дифференциации учебного процесса возросла. Она рассматривается под углом зрения принятого Всемирным образовательным форумом, проходившим 26–28 апреля 2000 года в Сенегале, решения претворить в жизнь лозунг «Образование для всех» с целью приведения обучения в соответствие с потребностями всех учащихся, а не только тех, кто сумел адаптироваться к существующей системе образования.
Характеризуя международный опыт по осуществлению дифференциации образования на старшей ступени, можно выделить два основных пути.
Так, полное среднее образование во Франции предоставляют лицеи по различным профилям, в Швеции по окончании обязательной девятилетней школы учащийся может продолжить образование в гимназиях, которые предлагают как общеобразовательную, так и профессиональную подготовку, в Японии старшая школа также имеет общеобразовательное и профессиональное отделения с разными специализациями.
Другой путь осуществления дифференциации заключается в наличии большого количества элективных предметов при ограниченном количестве обязательных предметов (США, Англия).
Профильная ступень рассматривается какподготовительная к получению высшего образования.
Учащиеся, выбравшие академическое направление, могут претендовать на поступление в классические университеты, профессиональное – в профильные высшие учебные заведения.
Так удается, с одной стороны, поддерживать уровень общей культуры общества, с другой – учитывать разнообразие способностей людей, их склонности к тому или иному виду деятельности и потребность реализации себя в ней.
Общее образование на старшей ступени школы во всех развитых странах Европы является профильным.
В большинстве стран Европы к 7-му году обучения ученик должен определиться в профессиональном выборе, когда ему предлагается два варианта обучения в основной школе: «академический», открывающий путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по учебному плану, содержащему в основном прикладные и профессиональные дисциплины.
Направления дифференциации, аналоги профилей, распределяются так: в англоязычных странах – два (академический и неакадемический), во Франции – три (естественнонаучный, филологический, социально-экономический), в Германии – три («язык/литература/искусство», «социальные науки», «точные науки, технология»).Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана учащегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Германия), до возможности выбора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия).
Традиционно за рубежом выделяют виды дифференцированного обучения, в основе которого лежат индивидуально-типологические особенности учащихся: общие и специальные способности, интересы и склонности, предполагаемая профессия, национальность, религиозная принадлежность, социальное и материальное положение их семей. Обычно дифференциация вводится после окончания начальной школы через учебные заведения различного типа.
Это грамматическая и современная школы (Англия); реальное училище, гимназия, интегрированная, кооперативная, основная школы (Германия); коллеж, технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей (Франция); средние школы разных типов (США); гимназия и специализированная гимназия (Греция).
В течение десятилетий в большинстве стран Западной Европы после окончания начальной школы учащиеся распределялись в школы, дававшие принципиально различную подготовку, обуславливающую продвижение по образовательной лестнице.
С точки зрения К. А. Томлинсон, дифференцированное обучение отличается:
- планированием работы с учащимися, имеющими различные уровни подготовки;
- предоставлением им качественно отличных заданий;
- разнообразием подходов к содержанию, организации процесса обучения и его результатам; сосредоточением на познавательных потребностях учащихся;
- оптимальным сочетанием общеклассной, групповой, индивидуальной форм;
- более оперативным реагированием на нужды учащихся.
К. А. Томлисон полагает, что в процессе дифференцированного обучения следует концентрироваться на понятиях и принципах, а не на фактах, акцентировать внимание учащихся на неизвестном, вовремя прекращать заниматься тем, что хорошо усвоено, применять дидактические материалы, соответствующие возможностям учащихся, использовать различные виды помощи – как технические, так и со стороны преподавателя и одноклассников.
Традиционный тип программы – обязательный курс. Более многочисленны специальные программы, адресованные той или иной части учащихся: факультативы, элективные курсы. Гимназия в Германии предлагает не менее шести профилей обучения, а основная школа осуществляет дифференциацию по системе, включающей такие варианты программ, как профессиональный курс, расширенный курс, основной курс, адаптированный курс.
Во Франции сложились три типа программ завершающего общего образования: в общеобразовательном, технологическом и профессиональном лицеях одновременно с обязательными для всех программами предлагаются программы подвижного (модульного типа).Факультативные занятия, имеющие необязательныйхарактер, предусматривают как урочную, так и внеклассную, и внешкольную работу учащихся по интересам и дают им возможность развить личные способности в различных сферах деятельности. Индивидуально-дифференцированный подход проявляется и на уровне структуры учебного заведения.
Ученые Гарвардского университета Ф. Мостеллер, Р. Дж. Лайт и Дж. Сечс приводят классификацию существующих видов группирования учащихся в школах США:
- смешанное (гетерогенное) группирование по классам в рамках одной учебной параллели (дети одного возраста) предусматривает занятия в одной группе учащихся с широким спектром уровней и учебных способностей;
- группирование по уровню развития навыков – гомогенное группирование в рамках одной учебной параллели, которое еще называется «XYZ-группировки», то есть в каждом классе сосредоточены ученики с определенным уровнем способностей;
- группирование, при котором вместе занимаются ученики, которые достигли одинакового уровня развития навыков по определенному предмету, а иные предметы изучаются в других группах;
- гомогенное группирование в пределах одного класса, когда ученики делятся по уровню развития учебных умений на три группы в пределах класса;
- гетерогенное группирование в рамках одного класса – объединение в «команды» – представляет собой инновационную форму группировки, предусматривающую включение в каждую «команду» учащихся с разным уровнем учебных умений и способностей.
В США проводятся исследования широкого спектра по изучению влияния процессов дифференциации на самооценку школьников, на их представление о себе (Я-концепции), на успехи в учебе.
Большое внимание проблеме разделения учащихся на потоки по уровню способностей уделяет В. Глассер. Он считает, что школьники должны учиться только в гетерогенных классах.
Объединение учащихся в гомогенные по уровню способностей и учебным успехам классы негативно влияет не только на самих учащихся, но и на учителей, создает ситуацию, где неудача порождает неудачу, неудачники находятся в изоляции от благополучных детей, которые могли бы оказать им товарищескую помощь.
- Организация работы в контексте демократизации и гуманизации общества
- Направления работы с одаренными детьми
- Развитие теории индивидуализации и дифференциации обучения во второй половине ХХ века
- Становление идеи индивидуализации и дифференциации обучения в довоенный период
- Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Особенности воспитания и обучения одаренных детей
- Внешняя и внутренняя дифференциация
- Виды дифференциации
- Понятие дифференциация и индивидуализация, суть и взаимосвязь понятий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу