Особенности воспитания и обучения одаренных детей
Понятие «одаренность» является производным от понятия «способности». Кратко одаренность можно определить как высокий уровень развития и проявления способностей, общих или специальных. Соответственно, говорят об общей или специальной одаренности (таланте).
В структуре одаренности обычно выделяют: ненасыщаемую познавательную потребность, креативность, настойчивость.
Синтез этих свойств и приводит к высокому уровню развития и проявления тех или иных способностей.
Установлено, что общая (умственная) одаренность является фундаментом всех специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор.
Выделяют также «художественную одаренность» (музыкальную, изобразительную, сценическую и т. д.), общую интеллектуальную и академическую одаренность, творческую одаренность, психомоторную (спортивную) одаренность, социальную или лидерскую (организаторскую) одаренность, «практическую» одаренность и другие виды одаренности.
Реальные проявления детской одаренности индивидуально своеобразны. Вместе с тем, существуют качества, присущие большинству одаренных детей и отличающие их от сверстников, развивающихся в пределах нормы.
Наибольшие трудности в образовании одаренного ребенка вызывает диссинхрония его развития, понимаемая как неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств.
Неравномерность развития проявляется, например, в несоответствии физического развития ребенка его умственным, творческим возможностям.В систему диагностических методик одаренности обычно включают стандартизированные тесты на интеллектуальное развитие и творческие возможности.
Эти методики (применяются в основном специалистами) дают возможность получения более или менее объективной оценки количественных показателей детской одаренности.
Разрабатываются также методики диагностики детской одаренности для педагогов и родителей: опросники, схемы наблюдений, алгоритмы составления характеристик.
Эти методики, как правило, направлены на выявление качественных сторон детской одаренности.
Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него одаренности в этой области.
Прогресс во всех сферах жизни общества невозможен без повышенного внимания к одаренным детям.
Вместе с тем решение проблемы одаренных детей требует разработки для них специальных образовательных программ и соответствующих учебных, дидактических пособий. Очень важно подготовить и педагогов для работы с одаренными детьми.
Каковы пути развития способностей и одаренности в общеобразовательной школе? Во-первых, необходимо зафиксировать проявление ребенком тех или иных способностей, его сильных сторон.
Проявление способностей обнаруживается прежде всего наблюдением за тем, как ученик занимается той или иной деятельностью: с интересом, с проявлением положительных эмоций, с увлеченностью.
Продолжая заниматься этой деятельностью, ученик развивает и соответствующие способности.
Во-вторых, и ученику, и педагогам надо быть готовыми к возможным трудностям, периодам остановки или даже регресса в развитии способностей.
Следует помочь ребенку в преодолении возможных препятствий, поддержать его уверенность в своих силах.
Рост успехов не всегда заметен и требует кропотливой терпеливой работы. Существует два типа одаренности: «школьная одаренность», проявляющаяся в больших способностях к обучению, в том числе к быстрому усвоению материала, и одаренность творческая.Творческие способности проявляются в собственной работе мысли, в собственной позиции, нередко отличающейся от общепринятой. Для учителя творческий ученик не всегда удобен на уроке, так как он не умеет приспосабливаться к общим требованиям, имеет свое мнение и интересы. Важно, чтобы учитель был готов к работе с одаренными детьми, понимал их психофизические особенности и образовательные потребности.
- Организация работы в контексте демократизации и гуманизации общества
- Направления работы с одаренными детьми
- Современное состояние проблемы индивидуализации и дифференциации обучения
- Развитие теории индивидуализации и дифференциации обучения во второй половине ХХ века
- Становление идеи индивидуализации и дифференциации обучения в довоенный период
- Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Внешняя и внутренняя дифференциация
- Виды дифференциации
- Понятие дифференциация и индивидуализация, суть и взаимосвязь понятий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу