Организация работы в контексте демократизации и гуманизации общества

Сегодня в трети всех элементарных школ практикуется обучение бригадами учителей – нововведение, предназначавшееся для средней школы и породившее «школу без стен».

Его суть состоит в том, что двое или более учителей, работающих с детьми начальных классов, образуют бригаду во главе со старшим учителем (бригадиром).

Совместно планируя работу, они организуют ее так: часть занятий проходит в группах со всеми учащимися, часть – в группах по 10–12 человек, собранных по способностям. Одновременно учителя следят за самостоятельной работой детей.

В ряде школ применяется «двойной план» (dual progress plan), согласно которому учебные предметы элементарной школы делятся на две группы: «первой необходимости» и «элективные».

После 3-го класса учащиеся проводят половину дня с одним учителем, изучая предметы первой группы – язык, обществоведение, физкультуру.

Вторая половина дня посвящается элективным предметам – математике, естествознанию, иностранному языку, искусству. Здесь каждый ученик работает по индивидуальной программе.

Одним из направлений дифференциации школьного образования является ориентация, особо значимая в контексте демократизации и гуманизации общественной жизни.

В целом, это направление помогает детям и молодежи в жизненном самоопределении, выявлении и реализации их индивидуальных возможностей.

В большинстве западных стран ориентация осуществляется как:

  • учебная ориентация – комплекс мероприятий по оказанию помощи учащимся в выборе направления обучения в соответствии с их интересами и способностями;
  • профессиональная ориентация – комплекс мер по оказанию учащимся помощи в выборе профессии.

В европейских школах принципиально важна ориентация на индивидуальное развитие ученика, что предполагает разработку вариантов педагогической поддержки и сопровождения, коррекции и профилактики.

Например, учащиеся государственных французских школ вырабатывают свой план учебной и профессиональной ориентации с помощью преподавателей и советников по ориентации, которые содействуют его реализации как в период обучения в коллеже, так и после него.

Решение об ориентации подготавливается путем длительного наблюдения за учащимися. Выбор ориентации остается за семьей учащегося и им самим в случае совершеннолетия.

Если выбор ориентации не совпадает с предложениями совета класса, то принятию решения предшествует обсуждение с родителями, учащимся и педагогическим коллективом и вынесение обоснования. Принятое решение об ориентации может быть обжаловано.

Значительным в зарубежном образовательном опыте появляется конструирование дифференцированных заданий и упражнений, при котором учитываются такие факторы:

  • степень знакомства учащегося с материалом;
  • способ предъявления задания (письменно или устно);
  • оценка того, самостоятельно ли задание или входит в систему;
  • количество предложенных школьникам памяток, других видов поддержки.

В ходе работы ученики получают разнообразную помощь: проверка восприятия ими задания и обсуждение с учителем хода его выполнения; наводящие вопросы при обсуждении какой-либо проблемы; просмотр тетради и исправление ошибок.

В британских школах учащимся предъявляют задания, различающиеся по уровню трудности и по результату. Первый вариант предполагает подбор разноуровневых заданий с учетом способностей школьников и качества их знаний, умений и навыков.

«Сильным» учащимся предлагаются задания, требующие самостоятельного планирования, оперирования сложными понятиями, использования научной терминологии.

Другой путь состоит в том, чтобы ученики работали с единым заданием, но на уровне, соответствующем их способностям. В обоих случаях помощь учителя обязательна.

Средствами индивидуализации деятельности учащихся являются:

  • многовариантность гибкого учебного плана;
  • конструирование отличных по содержанию и уровню усвоения программ;
  • выбор индивидуального темпа и способов обучения по результатам учебной диагностики;
  • разработка способов диагностирования индивидуальных особенностей и уровня учебных достижений;
  • поддержка учащихся в учебном процессе средствами индивидуального консультирования;
  • проектирование преподавателем индивидуального взаимодействия с учеником, мотивации его учебной деятельности.

При использовании технологий поискового характера педагоги также учитывают возможности детей путем установления связи между учебной темой и жизненным опытом ребенка, выбора проблемы, соответствующей возрастным особенностям, потребностям, интересам группы учащихся.

В британских, шведских, финских школах распространены индивидуальные занятия с неуспевающими учащимися. Специально подготовленные учителя проводят с ними занятия там же, где занимаются остальные.

По мере усвоения материала надобность в таких занятиях отпадает, школьники начинают выполнять общеклассные задания.

Интересно
Формы оказания помощи тем, кто испытывает трудности в обучении, разнообразны: организация дополнительных занятий, привлечение специальных учителей, использование технических средств обучения.

Действенным средством контроля над учебной деятельностью является «Школьная книжка ученика», где ведутся ежедневные записи с описанием сложностей, испытываемых учеником, с его оцениванием личной успеваемости, анализом причин неудач и успехов.

В «Индивидуальном плане обучения» – журнале успеваемости ученика – характеризуются его поведение, отношения с одноклассниками, уровень речевого развития.

В современных английских школах общеупотребительно разделение учащихся по специальным способностям как внутри одного класса, так и по различным группам для изучения отдельных предметов. Они создаются по основным предметам на всех ступенях школьного образования.

Как отмечает Н. Воскресенская, в английских школах существует два типа дифференциации обучения:

  • обучение разных групп учащихся знаниям неодинакового уровня и даже неодинаковым знаниям в зависимости от их способностей;
  • углубленное изучение ряда предметов или циклов предметов.

В результате один предмет учащийся может изучать на высоком уровне трудности, другой – на среднем или базовом.

Широко представлены «школы-магниты», предназначенные для удовлетворения повышенных познавательных потребностей одних учащихся и устранения академических затруднений других.

С этой же целью открываются ресурсные центры, имеющие хорошую материально-техническую базу и квалифицированный персонал, обслуживающие группу школ и целые районы.

Использование в учебном процессе компьютерной техники также содействует индивидуализации обучения.

По мере усложнения программного обеспечения, расширения дидактических возможностей компьютера его значение в процессе обучения возрастает.

Компьютерные технологии позволяет строить обучение в режиме диалога:

  • полностью или частично заменять деятельность учителя;
  • эффективно использовать дополнительный материал;
  • применять тренинговые программы, диагностические и контролирующие материалы;
  • выполнять самостоятельные и творческие задания;
  • производить другие процедуры, способствующие индивидуализации обучения.

Итак, сегодня в зарубежной общеобразовательной школе идет активный поиск направлений и форм индивидуально-дифференцированного подхода к обучению, средствами которого можно считать:

  • разработку вариантов диагностирования индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, определения уровня учебных достижений;
  • составление учебных программ, различающихся содержанием, уровнем сложности, целевым использованием;
  • выбор темпа обучения и способов освоения образовательных программ;
  • поддержка учащихся средствами индивидуального консультирования;
  • проектирование взаимодействия с учениками с целью роста их творческой активности.

Конкретные пути дифференциации, как понятно из вышесказанного, определяются образовательными традициями страны, рекомендациями специалистов. Продолжением исследования по теме может быть анализ национальных вариантов решения проблемы индивидуализации и дифференциации обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)