Размещение объектов инфраструктуры торговых сетей

Выбор места размещения, как отдельного торгового предприятия, так и всех элементов торговой сети, в частности распределительных центров, является важным логистическим решением.

Необходимость принятия таких решений вызвана экономической неоднородностью пространства и оказывает значительное влияние на успех предпринимательской деятельности.

Факторами выбора месторасположения элементов торговой сети являются:

  • степень концентрации потребителей;
  • интенсивность потребления товаров и платежеспособный спрос; конкуренция в данной местности;
  • транспортные расходы;
  • юридические нормы (например, налоги, условия лицензирования и сертификации, требования к уставу предприятия, к отчетности и прочие ограничения в деятельности);
  • цена покупки или аренды земельных участков или торговых и складских помещений;
  • требования по защите окружающей среды;
  • потенциал рабочей силы, уровень заработной платы в данной местности;
  • естественные и инфраструктурные условия: обеспечение удобной транспортной связью с потребителями и городом, возможности подвода железнодорожных путей; возможности подключения к инженерным коммуникациям (электричество, газ, вода, отопление);
  • перспективы развития промышленности региона;
  • другие внешние условия: возможность государственной поддержки; уровень инфляции; политическая ситуация и т. д.

Несмотря на наличие общих факторов выбора местоположения различных объектов, отдельные элементы логистической инфраструктуры ранжируют факторы в зависимости от специфики своей деятельности.

Например, для гипермаркетов, рассчитанных на покупателей, приезжающих за товарами на автомобиле, важными факторами будут транспортная доступность района, наличие удобных подъездов к магазину и большой автостоянки.

Мультиформатные торговые сети используют разные подходы в отношении стрит-ритейла, магазинов внутри торговых центров, отдельно стоящих магазинов в жилых районах или расположенных на оживленных магистралях и т. д.

Логистические принципы используются при проектировании внутренней инфраструктуры торговых объектов и в планировке внутримагазинного пространства для обеспечения его высокой пропускной способности.

В этом случае важны такие аспекты, как:

  • ассортимент предприятия и его структура;
  • размер торговых площадей;
  • логика размещения товарных категорий по пути движения потока покупателей;
  • расстояние между стеллажами;
  • количество кассовых терминалов и т. д.

Распределительные центры (склады) могут размещаться вблизи рынков сбыта, вблизи производства или иметь промежуточное расположение. Торговые сети, как правило, размещают склады рядом с рынками сбыта, облегчая и ускоряя пополнение запасов обслуживаемых предприятий.

Географические размеры рынка, который обслуживается таким складом, зависит от требуемой скорости поставки, среднего размера заказа и величины транспортных расходов по доставке грузов. Расположение складов вблизи производств облегчает накопление (консолидацию) необходимого для поставок потребителям ассортимента продукции.

При промежуточном расположении складов между производством и потреблением склады работают по той же схеме, что и склады, расположенные вблизи производства: накапливают полный ассортимент продукции и отправляют заказчикам смешанные партии товаров по льготным тарифам.

При определении места размещения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории во внимание принимаются транспортные расходы по доставке товаров со склада потребителям. Величина транспортных расходов зависит не только от количества обслуживаемых клиентов, но и от расположения распределительного склада на обслуживаемой территории.

Применение метода определения центра тяготения грузовых потоков имеет ограничение – расстояния между пунктами потребления материального потока и местом размещения распределительного склада измеряются по прямой. Исходными данными для расчета являются координаты и грузооборот торговых центров, обслуживание которых и должен осуществлять РЦ.

Интересно
В теории известна формула расчета точки безразличия (point of indifference), устанавливающей границу зон обслуживания двух торговых объектов (закон Рейли), из которой вероятность их посещения покупателем является одинаковой.

Закон Рейли, или закон притяжения в розничной торговле, был предложен в 1931 году Уильямом Рейли и не утратил актуальности в настоящее время. В основе модели лежит сравнение степени привлекательности для покупателей конкурирующих мест дислокации (торговых центров, населенных пунктов).

Модель позволяет рассчитать пограничную точку (точку безразличия, точку перехода зоны обслуживания), которая определяет предпочтительность покупателем посещения того или иного торгового объекта:

  • где Dab – точка безразличия, точка перехода зоны обслуживания от одного торгового объекта к другому, расстояние границы зоны обслуживания от торгового объекта А до торгового объекта В, км;
  • d – расстояние между торговыми объектами А и В, км;
  • Pa – торговая площадь более крупного торгового объекта, м2;
  • Pb – торговая площадь меньшего торгового объекта, м2.

В заключение следует отметить, что наилучшей товаропроводящей сетью с распределительными центрами является сеть, которая обеспечивает наивысший уровень обслуживания потребителей при минимальных общих затратах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)