Состав логистической инфраструктуры сетевой торговли

Логистическая инфраструктура торговой сети призвана обеспечивать непрерывность процесса перемещения потоков ресурсов как во времени, так и в пространстве. К обеспечению непрерывности данных процессов в пространстве имеет отношение, в первую очередь, транспорт различных видов.

К обеспечению непрерывности движения товарных и материальных ценностей во времени имеют отношение такие элементы инфраструктуры, как торговые посредники, склады и распределительные центры. Общие условия товарного обращения обеспечиваются системой информационно-коммуникационного обслуживания, финансово-расчетного и страхового обеспечения. Таким образом, логистическая инфраструктура сетевой торговли складывается из следующих основных частей: транспортной, складской, финансовой и коммуникационной.

В зависимости от видов потоков логистическая инфраструктура делится на подсистемы:

  • инфраструктуру материального потока;
  • инфраструктуру финансового потока;
  • инфраструктуру информационного потока.

В составе логистической инфраструктуры материального потока выделяют:

  • транспортные средства различных видов, транспортные терминалы, подъездные пути, автомобильные стоянки;
  • склады, распределительные центры, терминалы, а также фирмы, специализирующиеся на складских операциях (прием грузов на хранение, осуществление погрузо-разгрузочных работ, сортировочных, комплектовочных и упаковочных операций);
  • транспортно-экспедиторские фирмы, осуществляющие доставку грузов;
  • различные технические средства и вспомогательное оборудование (погрузо-разгрузочное оборудование, краны, тележки и прочие технические средства) и пр.

К объектам логистической инфраструктуры финансового потока относятся:

  • банки, осуществляющие расчеты между участниками сделок;
  • страховые учреждения и кредитные структуры, обеспечивающие бесперебойные расчеты при осуществлении торговых операций, оплату необходимых товарных запасов, создание финансовых резервов, а также финансирование инвестиций в материально-техническую базу;
  • платежные системы;
  • прочие финансовые институты.

Инфраструктура информационного потока может быть представлена следующими элементами:

  • спутниковыми системами, оптико-волоконными линиями связи;
  • информационно-коммуникационными сетями (Интернет, Интранет, пр.);
  • системами электронного обмена данными, системой электронных деклараций и другими информационными системами, в частности Единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС);
  • различными приборами и устройствами связи, терминалами считывания информации, радарами и др.
  • диспетчерскими службами;
  • информационными, справочными и аналитическими организациями, собирающими, анализирующими и предоставляющими информацию о ценах, курсах валют, по банковским процентам и прочие данные, необходимые участникам сделок.

Перечисленные элементы логистической инфраструктуры торговых сетей относятся как к внутренним, так и внешним ее составляющим. Степень и возможность участия торговых сетей в формировании различных элементов логистической инфраструктуры не одинаковы, в частности меньше возможность влиять на развитие финансовой инфраструктуры.

Однако большая часть инфраструктуры формируется в процессе реализации стратегических планов развития торговых компаний, основными направлениями при этом являются:

  • расширение сети магазинов;
  • открытие распределительных центров;
  • нахождение оптимального баланса между собственными и сторонними транспортными ресурсами;
  • расширение использования информационных технологий.

На рынке комплексных логистических услуг до сих пор наблюдается дефицит предложения, а, соответственно, торговый капитал вкладывается в логистические центры и инфраструктуру разного профиля.

Строительство распределительных центров осуществили практически все крупные розничные сети. На конец 2013 года сеть X5 Retail Group располагала 32 распределительными центрами (РЦ) общей площадью 610 тыс. м2, из которых 5 РЦ были собственными, управляемыми компанией; 7РЦ находились в управлении сторонних логистических компаний (3 PL); 20 РЦ были взяты в аренду и управлялись Х5. Лидер российского рынка ОАО «Магнит» довел численность распределительных центров до 22, общая площадь которых к концу 2013 года составила 635 тыс. м2.

ООО «Лента» обеспечивает товародвижение в сети с помощью 5 РЦ (3-х собственных и 2-х арендованных), расположенных в Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирске, общей площадью 125 тыс. м2. Подходы к формированию парка транспортных средств у торговых сетей различны. Большая часть компаний комбинирует поставки собственным транспортом и поставки с помощью специализированных операторов услуг. Часть компаний отказывается от создания собственного автопарка в пользу сторонних поставщиков транспортных услуг, а меньшая часть пользуется исключительно собственным транспортом.

Так, на 31 декабря 2013 г. ООО «Лента» имела в эксплуатации парк грузового автотранспорта, насчитывавший 35 полностью оснащенных грузовых автомобилей, базирующихся в Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирске и осуществляющих доставку на расстояния в пределах 400 километров.

Компания считает, что надежность и качество услуг, достигаемые в процессе эксплуатации собственного парка грузового автотранспорта, перевешивают расходы на его приобретение и поддержание. В 2013 г. примерно 32% поставок (по объему, измеренному по поддонам) были осуществлены с использованием собственного парка, 68% поставок – с использованием грузовых автомобилей сторонних поставщиков транспортных услуг.

Х5 Retail Group в конце 2013 года располагала 1848 грузовиками, но абсолютным лидером является «Магнит». У него собственный автопарк насчитывает 5577 грузовиков, доставляющих товары в 1868 населенных пунктов. Пока на российском рынке собственная логистика позволяет жестче и эффективнее контролировать издержки и управлять товарными запасами, что обеспечивает высокую рентабельность деятельности.

Успех логистики «Магнита» связывают с широкой дистрибьюторской инфраструктурой компании, стандартизацией всех бизнес-процессов, централизацией большинства управленческих функций, успешной кадровой политикой, построенной на мотивации персонала и подготовкой руководителей внутри коллектива, разработкой детальных планов перспективного развития компании, а также тем, что сеть не гонится за мультиформатностью, работает в городах с населением от 10 000 человек, что вполне объяснимо, особенно вспоминая историю развития крупнейшей мировой торговой сети Walmart.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)