Собственные торговые марки

Продажу товаров под собственными торговыми марками (СТМ) можно рассматривать как элемент ассортиментной политики торговых сетей. С приходом в Россию западных и укрупнением российских розничных сетей получили развитие собственные (частные) торговые марки (private label).

История товаров под собственными марками сетей началась с середины 1970-х, когда в ассортименте известной французской сети Carrefour появились товары повседневного спроса под ее именем.

К концу 1990-х годов Carrefour довела удельный вес СТМ в среднем до 30% продаж по каждой группе товаров. В западных странах доля private label в ритейле составляет 30–60%, а в таких сетях дискаунтеров, как Aldi и Lidl, доведена до 90–95%.

Собственные торговые марки

Широкое развитие на Западе и перспективы в России собственных торговых марок обусловлены заинтересованностью всех участников этого процесса:

  • у производителя загружены мощности и отсутствуют издержки на продвижение марки;
  • торговец имеет возможность повысить маржу, увеличить продажи и избежать конфликтов с поставщиком;
  • покупатель получает 10–20% (иногда и 30–40%-ю) скидку на товары, аналогичные товарам под маркой производителя.

Все крупные российские торговые сети активно развивают частные марки. По данным информационного агентства INFOLine, лидером российского рынка СТМ является X5 Retail Group (15,1% оборота и 2000 SKU), второе место занимает розничная сеть «Магнит» (13% оборота и 680 SKU), а третье место принадлежит торговой сети «Ашан» (12% оборота и 1600 SKU).

Лидер рынка торговая сеть X5 Retail Group с 2009 по 2013 г. более чем в 3 раза увеличила долю продукции под СТМ. В 2013 г. ее доля в чистой розничной выручке занимала в магазинах «Пятерочка» 18,6%, «Перекресток» – 7,1%, а «Карусель» – 8,7%, в то время как совокупная доля СТМ в продажах Х5 составила 15,1% по сравнению с 4,3% в 2009 г.

Оценивая потенциал использования private label на российском рынке, компания намерена довести долю СТМ в ассортименте сети «Пятерочка» до 50%, «Перекресток» – до 25%, а «Карусель» – до 10% в течение нескольких лет. В конце 2013 г. Х5 предлагала 2000 наименований товаров под СТМ, из которых 300 единиц товаров «первой цены» под маркой «Красная цена», занимающей почти 30% в портфеле частных марок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)