Выбор системы управления запасами

Удовлетворение спроса потребителей и высокий уровень их сервисного обслуживания при условии эффективной работы, т.е. достижения результата с наименьшими издержками, – задача, которую ставит перед собой любая торговая компания.

Ужесточающаяся конкуренция в сетевой рознице повышает требования к уровню обслуживания потребителей, который, в том числе, выражается степенью доступности товара. Учитывая широкое предложение товаров, измеряемое тысячами и десятками тысяч наименований, а также множественность источников поступления, обеспечение постоянного присутствия на полках магазинов всех наименований продукции – задача чрезвычайно сложная.

Интересно
Особенно остро проблема стоит в отношении стратегически важных товаров, отсутствие которых на прилавках магазинов является недопустимым как по экономическим, так и социальным последствиям. Торговые компании стремятся обеспечить доступность подобных товаров, застраховать себя на случай срыва поставки, что возможно на основе создания запасов ресурсов.

Выбор системы управления запасами для торговой сети определяется особенностями товародвижения. Поступление ресурсов осуществляется или напрямую от поставщика (производителя) товаров или через распределительный центр (склад), входящий в структуру торговой сети. Наличие распределительного центра во многом меняет политику управления запасами на предприятии.

Выбор системы управления запасами

В управлении запасами используются следующие методы:

  1. Плановый метод (система толкающего типа), при котором применимы упреждающие действия по формированию запаса, опирающиеся на использование информационной базы прогнозирования спроса.
  2. Реактивный метод (система тянущего типа), при котором система управления запасами построена на ожидании сигнала о наличии потребительского спроса, выступающего инструментом «вытягивания» необходимого продукта через канал распределения к потребителю.
  3. Комбинированный метод (адаптивная система) сочетает в себе свойства реактивного и планового методов.

При выборе «толкающей» стратегии торговая компания заранее определяет количество товара, который должен быть закуплен. При этом могут быть использованы разнообразные методы от учета мнения эксперта до расчета на основе математических моделей. Закупленный товар выкладывается на полки и ожидает своего покупателя.

Поставщики производят товары в соответствии с заказами ритейлеров, однако после того, как товар попадает в цепь поставок, они не принимают участия в процессе его доведения до потребителя. Если товар продается хорошо, ритейлер заказывает у поставщика новую партию. Если же спрос незначителен, ритейлеру приходится снижать цену, чтобы избежать затоваривания.

Интересно
Возможности современных информационных технологий в значительной мере расширили использование систем, основанных на «вытягивающей» стратегии, когда каждая совершенная потребителем покупка становится катализатором реакции для компании. После регистрации факта продажи товара в цепи поставок происходит запуск целой последовательности действий.

Посредством электронного документооборота все участники незамедлительно получают доступ к данным о продажах. Центр распределения реагирует на полученную информацию, автоматически пополняя запасы проданных товаров в магазинах.

Указанные стратегии в чистом виде редко используются торговыми сетями на практике. Более распространенным является совмещение элементов обеих стратегий в зависимости от вида товара. Условия выбора метода управления запасами представлены на рис. 5.2.

Выбор системы управления запасами

В дополнение следует отметить, что использование плановой логики управления запасами обосновано в случаях, когда речь идет о новых товарах; товарах, заказ которых возможен только крупными партиями; товарах, предназначенных для проведения промоакций. Для большинства товаров применима реактивная логика управления запасами. Однако она предполагает наличие достаточного количества статистических данных для качественного прогноза.

При вводе новой позиции в ассортимент таких данных нет, а следовательно, возможен только плановый подход. По истечению определенного периода времени и по мере накопления необходимой статистической информации возможен переход на реактивную логику управления запасами по данным товарам.

Для выработки тактики управления товарными запасами торговые сети должны также сделать выбор одной из систем: с фиксированным размером заказа или с фиксированной периодичностью заказа. Система с фиксированным размером заказа предусматривает поступление товаров равными, заранее оговоренными, партиями через изменяющиеся интервалы времени.

Заказ на поставку очередной партии осуществляется при уменьшении размера запаса до установленного критического уровня (точки заказа). Интервалы между поставками зависят от интенсивности потребления ресурсов. Недостаток системы заключается в необходимости осуществления постоянного контроля наличия запасов.

Система с фиксированной периодичностью заказа предполагает поступление товара через равные промежутки времени различными по размеру партиями поставки, зависящими от интенсивности потребления товаров. Поставщики в этом случае должны обладать гибкостью, т.е. возможностью поставлять различные партии товара.

Чаще торговые сети прибегают к использованию системы с фиксированной периодичностью заказа. Для каждого производителя, поставляющего конкретный товар, при заключении договора поставки оговариваются дни, в которые поставщик принимает заказ. Отделом логистики в системе SAP для каждого товара настраивается параметр «цикл заказа» (например, каждый понедельник; среда и пятница; каждый день; вторник четной недели и т.п.).

Следует также сказать об особенностях структуры запасов торговых сетей. По выполняемым функциям запасы традиционно подразделяются на текущие, подготовительные, страховые и сезонные.

Для предприятий сетевой розничной торговли требуется дополнительно выделение запаса на выкладку товара (полочный запас). Данный вид запаса наиболее близок к страховому, так как при нормальных условиях работы является неприкосновенным. Его особенность заключается в том, он служит маркетинговым целям (презентации товара). Таким образом, можно сказать, что минимальный уровень общего запаса состоит из запаса на выкладку, подготовительного и страхового.

При использовании в процессе товародвижения распределительного центра туда перемещаются сезонные запасы. Остальные типы запасов остаются в торговых комплексах. При этом распределительный центр располагает текущим, страховым, подготовительным и сезонным видами запасов. Следовательно, создается система двойного страхования, при которой распределительный центр поддерживает страховой запас для защиты от неопределенности продолжительности функционального цикла «поставщик – распределительный центр» и неопределенности спроса со стороны розничных магазинов.

Торговые комплексы поддерживают определенный уровень страхового запаса для защиты от неопределенности продолжительности функционального цикла «распределительный центр – торговый комплекс» и неопределенности спроса со стороны конечных покупателей. Таким образом, происходит уменьшение запасов на складах магазинов розничной сети, но общие запасы торговой сети увеличиваются.

Интересно
В настоящее время в работе по управлению ресурсами торговых сетей решающим является использование современных информационных технологий, позволяющих управлять цепями поставок от стратегического планирования до распределения полочного пространства.

Так, Х5 Retail Group внедряет в распределительных центрах систему пополнения запасов и планирования спроса JDA, которая к концу 2013 года охватывала все сухие продукты. В 2014 году компания продолжает внедрять эту систему в распределительных центрах, а также в магазинах «Перекресток» и «Карусель».

Работа должна завершиться в распределительных центрах в 2014 году, а в магазинах – в 2015 году. Торговые сети используют потенциал высокоэффективных автоматизированных систем управления товарными запасами, что позволяет им добиваться высоких показателей оборачиваемости и снижения издержек.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)