Информационные технологии в управлении торговыми сетями

Полнота и достоверность информации в логистике является важнейшим фактором конкурентоспособности торговых компаний на рынке. Внедрение и совершенствование информационных технологий позволяет сократить затраты на обработку и выполнение заказов, повысить уровень планирования и оперативной деятельности, осуществлять управленческий контроль, принятие и анализ решений, выработку стратегий.

Интересно
Изменение облика розничной торговли в России в начале 2000-х годов в значительной степени произошло на основе информатизации. Крупнейшие европейские торговые сети (Metro, Auchan), пришедшие в Россию, принесли с собой управленческие стандарты, основанные на информационных технологиях.

Чтобы на равных конкурировать с западными ритейлерами и не проигрывать войну за потребителя, российские сетевики вынуждены были разрабатывать управленческие стандарты мирового уровня и внедрять современные информационные системы, обеспечивающие поддержку торговых и логистических бизнес-процессов и связей с потребителями.

Например, торговая сеть Metro создала полный бек-офис, адаптированный к российским условиям и позволивший автоматизировать даже учет подакцизной продукции, что ранее считалось невозможным. Для бек-офиса компания использует ERP-систему SAP for Retail.

Созданный фронт-офис успешно управляет товародвижением и связью с потребителем. Основной задачей использования информационных технологий в торговле является сбор, обработка, хранение, обновление, представление и передача информации или данных с помощью компьютерных систем. В 1980-е годы были массово внедрены системы сканирования и электронные кассовые аппараты, что позволило торговым предприятиям, прежде всего, подсчитывать количество поступивших товаров, объем их продаж, число единиц товаров, не проданных и хранящихся на складах и т.д.

Логистика любой компании на основе информационных технологий строится в следующей последовательности:

  • автоматизация внутреннего управления компанией на базе ИТ-системы класса ERP (Enterpreis Resouce Planning);
  • перевод внутреннего управления на инструментарий Интернета и образование бек-офиса компании;
  • автоматизация взаимодействия компании с клиентами и контрагентами и перевод его на инструментарий Интернета – образование фронт-офиса компании;
  • автоматизация через инструментарий Интернета взаимодействия бек-офиса и фронт-офиса.

Как показывает практика, российскими торговыми компаниями, наряду с комплексными ERP-системами, используются:

  • торговые системы в магазинах, обеспечивающие учет работы касс и весов (отчеты о реализации товара из торговой системы передаются в ERP-систему);
  • системы управления взаимоотношениями с клиентами;
  • системы для автоматизации управления складом (WMS-
    система);
  • решения для автоматизации бухгалтерского учета и т.п.

ERP-система — корпоративная информационная система, используемая для управления ресурсами предприятия, главная цель которой заключается в получении информации для принятия оперативных решений.

Основная ценность ERP как интегрированной системы управления заключается в комплексном охвате важнейших бизнеспроцессов в едином информационном пространстве.

Информационные технологии в управлении торговыми сетями

Термин ERP появился в начале 1990-х годов, хотя история развития началась с 1960-х годов, с момента появления первых систем планирования ресурсов. Расчет потребностей в материалах и сырье в ERP производится по методикам MRP I и MRP II, однако системы ERP содержат добавленные компоненты для управления маркетингом, сбытом, дополнительные управленческие функции и специальные возможности для управления логистическими цепями, конфигурирования сложной продукции и обработки заказов через Интернет.

Управление предприятием с помощью ERP-систем становится более централизованным, а деятельность подразделений – прозрачной. Для современных ERP-систем характерно развитие новых функциональных возможностей, связанное с выходом за традиционные рамки оптимизации и автоматизации трансакционных процессов внутри предприятия. В основном это касается автоматизации логистических цепей (так называемые процедуры Supply Chain Management, SCM – управление цепями поставок) и взаимоотношений с клиентами (Customer Relationship Management, СRM – управление взаимоотношениями с клиентами).

Современный рынок отличается высокой конкуренцией, постоянно растут требования клиентов компаний различного профиля к качеству предоставляемых услуг и продуктов. В этих условиях успех бизнеса, налаживание и развитие сотрудничества с новыми и существующими контрагентами во многом определяются эффективностью организации процессов взаимодействия с клиентами.

Российский рынок систем управления предприятием характеризуется чрезвычайно высокой концентрацией, его объем в 2012 г. составил, по оценкам аналитических компаний Gartner и IDC, $1,015 (2008 г. – $500 млн). Лидерами рынка явились SAP (49,9%), 1С (29,2%), Oracle, Microsoft и Галактика.

Компании SAP и Oracle работают в основном с крупными российскими предприятиями. Российская компания 1С успешно конкурирует на рынке малых и средних предприятий, особенно с Microsoft, которую она оттеснила в 2005 г. с третьего места, а теперь 1C опередила и Oracle.

Как правило, внедрение ERP-системы на предприятии – это процесс, который может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Только пятая часть проектов завершается в запланированные сроки. Это связано с необходимостью проведения мероприятий, которые принято называть «реинжинирингом бизнес-процессов», то есть перед началом внедрения ERP-системы предприятия должны пройти фазу реорганизации собственной деятельности в соответствии с бизнес-логикой, заложенной внутри ERP-системы.

Информационные технологии в управлении торговыми сетями

Обычно стоимость внедрения ERP-системы равна стоимости лицензий на систему или в несколько раз превышает ее (в любое ERP-решение заложена довольно большая избыточность). Вместе с тем выгоды от внедрения ERP-систем очевидны (табл. 6.1).

Интересно
По мнению генерального директора JDA Software Хамиша Брюера, в настоящее время в мире средняя цена продажи только программного продукта класса ERP составляет около $800000. Как правило, на каждый потраченный $1 программного обеспечения (ПО) заказчик тратит еще $2–3 на внедрение и настройку программы.

Поддержка системы составляет еще около 20% от годовой стоимости лицензии. Таким образом, если клиент покупает ПО за $800000, он потратит $160000 в год на техническую поддержку и $1,5-2 млн на внедрение системы.

По мнению экспертов, до 2011 г. российские компании активно осуществляли проекты по внедрению ERP-систем для решения текущих бизнес-задач. В настоящее время ряд компаний позиционирует свое программное обеспечение как дополняющее функционал ERP-систем. Такие продукты надстраиваются на уже внедренные в компаниях системы SAP или Oracle.

Происходит это потому, что современный бизнес оптимизирует процессы внутри компании настолько, что новые улучшения уже не могут привести к резкому повышению показателей. В этих условиях новое программное обеспечение позволяет участникам рынка налаживать сотрудничество друг с другом — например, в логистике.

С помощью программного обеспечения компании совершенствуют цепи поставок на всех этапах, начиная со стратегического планирования, подбора оптимального ассортимента, того, как сеть поставок должна быть расположена географически, и заканчивая тем, как товар будет складироваться и какая будет выкладка на полках. Подобные ИТ-решения – это инструмент планирования товарного потока: что, сколько и когда закупить, куда, когда, сколько и откуда привезти.

Информационные технологии в управлении торговыми сетями

К числу технологий, широко используемых в логистике сетевой торговли можно отнести:

  • технологии бесконтактной идентификации, в том числе штриховое кодирование; радиочастотную идентификацию и пр.;
  • технологии профессиональной мобильной радиосвязи;
  • технологии электронного обмена данными (EDI –Electronic Data Interchange);
  • спутниковые технологии (системы связи, навигационные системы, диспетчерские системы коммерческого управления транспортом);
  • интернет-технологии и др.

Технология электронного обмена данными (EDI). Технология EDI позволяет автоматизировать создание, отправку, получение и обработку электронных документов и интегрировать их с действующими бизнес-приложениями.

Освоению российскими компаниями современной информационной технологии EDI во многом способствовали торговые сети. В частности «Лента», внедрив эту технологию в 2004 г., обеспечила электронный обмен с поставщиками (только активных поставщиков у торговой сети было около 1200) заказами на поставку и заказами на возврат.

Преимуществами электронного документооборота по технологии EDI являются: прямое снижение накладных расходов по ведению документооборота, гарантированность доставки сообщения, обеспечение безопасной и конфиденциальной передачи информации, сокращение числа ошибок и затрат на поиск и их исправление, снижение запасов и ускорение оборачиваемости средств, сокращение цикла получения и подтверждения заказа и т.д.

Технология электронного декларирования. С целью оптимизации логистических процессов во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) широко используется технология электронного декларирования. Любой крупный ритейлер является участником ВЭД, осуществляя закупки продукции по импорту. Доля прямого импорта в торговых сетях различна. Так, одним из лидеров является «Азбука вкуса», осуществляющая самостоятельно ввоз до 30% всех овощей и фруктов, продаваемых в сети супермаркетов.

С 1 января 2014 г. электронное декларирование внедрено в России в полном объеме. В 2013 г. более 4 млн таможенных деклараций подавалось через Интернет. Этой формой декларирования охвачено уже 94% участников ВЭД30. Федеральной таможенной службой России был внедрен субъектно-ориентированный подход к анализу управления рисками на основе автоматического категорирования участников ВЭД по отраслям, согласно которому категория участника ВЭД соответствует уровню риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле (высокой категории соответствует высокий уровень риска). Кроме того, все более работоспособной становится интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ-система).

Технологии бесконтактной идентификации. Технология штрихового кодирования используется для эффективного учета движения материальных ценностей, при котором каждому товару присваивают уникальный код и обеспечивают его быстрое считывание при минимальных ошибках. Штрих-код представляет собой символ, состоящий из полос (штрихов) и промежутков (пробелов) между ними. Для преобразования изображения кода в компьютерные данные используется технология сканирования штрих-кода. Основным недостатком данной технологии является необходимость обеспечения прямой видимости штрих-кода лазерным сканером.

Технология RFID (Radio Frequency IDentification) позволяет с помощью бесконтактных радиосканеров отслеживать перемещение товаров, оснащенных меткой, от поступления на склад предприятия до полки в магазине и продажи покупателю. Ритейлеру же технология позволяет контролировать остаток товара на складе и в торговом зале, следить за сроком годности и т.д.

Первым в России технологию RFID применило подразделение по торговле бытовой техникой и электроникой Media Markt крупнейшего германского ритейлера Меtro Group. Острой необходимости перехода со штрих-кодирования на технологию RFID у большинства компаний в настоящее время пока нет. Одним из сдерживающих факторов развития рынка средств радиочастотной идентификации является стоимость меток.

Пионерами внедрения RFID становятся те, для кого критически важна скорость обработки информации. Расширению использования радиочастотных меток будет способствовать их производство на территории России. Эксперты оценивают российский рынок радиочастотных меток в 200 млн евро в год. Организаторы первого российского производства меток предполагают, что они будут на 25– 30% дешевле нынешних, производимых для розничных сетей России в Китае.

RFID-метки, в отличие от штрих-кода, практически невозможно подделать, поэтому следует ожидать их широкого применения в области защиты товаров от подделок (лекарств, алкогольных акцизных марок, документов). Максимальный диапазон применения RFID-технологий предоставляет розничная торговля.

К достоинствам этой технологии относится также возможность считывать многие десятки меток разом, обрабатывая, к примеру, за один проход складским стационарным считывателем целую паллету с товаром. Поскольку отсутствует необходимость в прямой видимости RFID-метки (в отличие от штрих-кода), не нужно специально разворачивать несущий метку объект, а сама метка может быть размещена в глубине упаковки, что повышает её защиту от неблагоприятных внешних воздействий.

Уже вполне сформировавшимися направлениями RFID являются системы безопасности, контроля доступа и перемещений персонала на территории предприятий и складов; учета основных средств; контроля и защиты дорогих изделий на складах и в магазинах; защиты и сигнализации на транспортных средствах.

Глобальный ритейлер Metro осуществляет проект по внедрению радиочастотных меток во всех магазинах сети, в том числе и в России. Планируется, что ручные считыватели у кассиров в ближайшее время перестанут использоваться. В случае, когда товар маркирован радиочастотными метками, покупатель, набрав продукты в тележку, провозит её через своеобразный турникет на расчётно-кассовом узле.

Установленные сканеры автоматически считывают по радиоканалу всю информацию о товаре, который лежит в корзинке. Сразу же печатается чек. Если расчёт покупатель ведет с помощью кредитной карты, то и присутствие кассира в этом случае уже не требуется.

Спутниковые технологии. Установка компьютеров и использование современных коммуникационных технологий оказали серьезное влияние на управление заказами торгового предприятия и расчетами с поставщиками. У торговых сетей имеются возможности связываться с региональными офисами, центральными складами через системы спутниковой коммуникации. Прямая связь между магазинами и складами ускоряет процесс заказа товаров и повышает его точность.

В современных информационных системах автоматически проверяются данные о состоянии товарного запаса магазина, определяется, имеется ли в наличии достаточное количество товара, а в случае необходимости по электронным каналам размещается заказ.

В логистике существуют примеры комплексных разработок с использованием различных технологий. Каждый контейнер оснащается меткой RFID, содержащей информацию о грузе и скомбинированной с датчиками (например, открытия, содержания кислорода и т.п.) и передающей данные на центральную станцию сбора данных на борту контейнеровоза, которая, в свою очередь, передаёт данные через спутниковую связь. Таким образом, владелец груза получает возможность отслеживать местоположение и сохранность груза.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)