Расположение материала (диспозиция). Вступление

Публичная речь начинается с обращения, важнейшая функция которого — установить контакт оратора с аудиторией. Надо помнить, что любую аудиторию подкупает галантное обхождение, поэтому обращению придается особое значение. Форма обращения зависит от обстановки, состава аудитории и цели речи.

Среди официальных обращений мы встречаем, например, «уважаемые товарищи», «дорогие друзья», «дамы и господа», «уважаемые коллеги» и т.д. Обращение нередко отсылает к ситуации, в которой произносится речь. Чаще всего оратор обращается к аудитории, ограничиваясь только вокативным предложением. Так обычно начинаются судебные речи.

Например: Уважаемые судьи! Если вам когда-нибудь скажут, что при рассмотрении гражданско-правовых споров не возникает детективных сюжетов, захватывающих дух ситуаций, ки- пения страстей, не верьте этому. Представьте себе начало речи в суде без обращения. Это будет выглядеть неестественно. Обращение соответствует правилам этикета и поэтому вызывает положительное отношение аудитории к оратору.

Социальное расслоение общества, неравенство, существовавшее в России несколько веков, нашло отражение в системе официальных обращений. Во-первых, существовала «Табель о рангах», в ней перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские и придворные чины.

Каждая категория чинов подразделялась на 14 классов. Так, к 3-му классу относились генерал­поручик; вице­адмирал; тайный советник; к 6-му классу — полковник, капитан 1­го ранга; к 12-му — корнет, мичман и т.д. Помимо названных чинов, которые определяли систему обращений, существовали обращения ваше высокопревосходительство, милостивый государь и др.

Во-вторых, в монархическом строе России до XX в. выделялись сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращения господин, госпожа по отношению к лю- дям привилегированных социальных групп; сударь, сударыня — для среднего сословия или барин, барыня для тех и других; и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.

В России XVIII—XIX вв. в качестве основных выступало несколько групп обращений — служебные, родственные (тятенька, маменька); обращения, отражающие титулы и фамильярно-дружеские отношения (князь, граф, сударь, сударыня, господа, голубчик, приятель, братец и т.п.). Часть из них служила для общения внутри коллектива равных (господа выражало отношение равенства в одной среде; ребята — в другой), часть — для общения людей, принадлежащих к разным общественным слоям (барин, человек).

Основные типы обращений не были совершенно отделены друг от друга, тем более что между отношениями, которые они передавали, существовала тесная связь. Начиная с конца 80-х годов XX в. в официальной обстановке мы стараемся вернуть дореволюционные обращения сударь, сударыня, господин, госпожа. История повторяется.

Как в 20—30-е годы обращения господин и товарищ имели социальную окраску, так и в начале ХХI в. Они вновь неоднозначны. Обращение товарищ продолжают ис- пользовать военные, члены партий коммунистической ориентации, рабочие в заводских коллективах. В последнее время обращения господин, госпожа воспринимаются как норма на заседаниях Думы, в передачах по телевидению, на различных симпозиумах, конференциях.

А на встречах представителей власти, политических деятелей с народом, на митингах выступающие стали использовать обращения россияне, сограждане, соотечественники. Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья. Обращение уважаемый (уважаемая) встречается в речи старшего поколения.

Несомненно, проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке остается открытой. Она будет решена только тогда, когда каждый гражданин России научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус, а важно то, что он гражданин Российской Федерации.

Вступление — начальная часть речи, в которой оратор объ- ясняет мотивы, побудившие его выступить, стремится привлечь внимание слушателей и снискать их расположение. На это указы- вали и античные теоретики. «…Предисловие (prooimion), — писал Аристотель,— есть начало речи, то же, что в поэтическом произведении есть пролог, а в игре на флейте — прелюдия. Все эти части — начало, они как бы прокладывают путь для последующего».

Ритор во вступлении стремится вызвать интерес к теме, овладеть вниманием аудитории, добиваясь при этом, чтобы первичное внимание переросло в сознательную сосредоточенность. Не менее важно установить взаимопонимание и вызвать доверие слушателей. Так создается благоприятная психологическая почва для восприятия речи.

Успешное решение этих весьма сложных задач зависит, прежде всего, от опыта, умения оратора правильно оценить сложившуюся обстановку, выбрать нужные средства и способы воздействия на аудиторию. Ритор должен приложить немало усилий, чтобы завоевать внимание; бывают случаи, когда он должен заставить аудиторию слушать себя против воли собравшихся (например, если люди не имеют интереса к теме).

Выбор вступления зависит от вида публичной речи (лекция, до- клад, речь на митинге), состава аудитории и состояния оратора. Древние ораторы обращали на вступление особое внимание, рекомендуя заучивать наиболее интересные и любопытные образцы. После Демосфена осталось более пятидесяти неиспользованных вступлений.

В современной риторике сложились рекомендации и правила построения вступления, которые нужно учитывать.

  1. Неудавшееся вступление, если оно кратко, не может охладить интерес публики к ритору. Поэтому не следует много говорить в этой части речи.
  2. Во вступлении нужно придерживаться принципа умеренно- сти: необычные (эффектные) вступления привлекают внимание, вызывают расположение к оратору, но речь, начатая на высоком эмоциональном подъеме, далеко не всегда имеет удачное продолжение. Оратору не хватит сил удержаться на этом же эмоциональном уровне, а в конце речи необходимо воодушевить аудиторию, создать положительный настрой. Поэтому не следует расходовать весь свой пыл в самом начале.
  3. По стилю вступление не должно существенно отличаться от основ- ных частей речи, выделяться экспрессией, иначе у слушателей сложится убеждение, что оратор стремится показать себя, а не предмет речи.
  4. Во вступлении следует отказаться от строгих формулировок, иллюстраций, значительных фактов. Это будет уместно при доказа- тельстве основных положений в главной части выступления, так как аудитория входит в речь постепенно.
    Обычно рекомендуется написать вступление, когда основной ма- териал речи уже готов.

Если оратор уверен, что аудитория готова его слушать и сте- пень ее произвольного внимания высока, достаточно эффективным вступлением может быть краткое изложение конкретной цели и со- держания речи. Чаще всего такое начало используется в лекциях. Так, А.В. Луначарский, выступая перед аспирантами Пушкинского дома 4 февраля 1933 г., начал свою речь с изложения плана.

Мою сегодняшнюю с вами беседу я строю таким образом: некоторые об- щие выводы методологии истории литературы — с каких точек зрения мы ее изучаем, для каких целей и т.д.; затем в связи с этим некоторые общие абрисы того специального предмета, на котором мы остановились, т.е. английской и гер- манской литератур.

А.Ф. Кони советовал найти слова, которые должны «зацепить» внимание слушателей. Во вступлении используют такие тра- диционные приемы привлечения внимания, как прямой вопрос к слушателям, цитата, наглядный пример, конкретный случай, юмористическое замечание, пословица, поговорка и др. Именно они позволяют «с порога» завладеть аудиторией.

В риторике выделяется несколько видов вступлений.

  • Обычное вступление оратор применяет в случае бесконфликтности между ним и аудиторией. Оратор называет тему, перечисляет ее отдельные проблемы. В таком вступлении нужно подчеркнуть значимость избранного предмета, его важность для данной ситуации или аудитории. В случае необходимости оратор объясняет причины, заставившие его выступить по данной теме. Таково вступление к оценке творчества Ф.М. Достоевского в речи В.С. Соловьева.

Я буду говорить только о самом главном и существенном в деятельности Достоевского. При такой богатой и сложной натуре, какая была у Достоевского, при необыкновенной его отзывчивости и впечатлительности на все явления жизни его духовный мир представлял слишком великое разнообразие чувств, мыслей и порывов, чтобы можно было воссоздать его в краткой речи.

Но, отзываясь на все с таким душевным жаром, он всегда признавал только одно, как главное и, безусловно, необходимое, к чему все остальное должно приложиться. Эта цен- тральная идея, которой служил Достоевский во всей своей деятельности, была христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христов.

  • 2. Вступление с ораторской предосторожностью — самый непростой вид вступления. Его следует считать уместным в тех случаях, когда аудитория заранее не согласна с оратором. Вот вступление к речи Цицерона «В защиту Луция Мурены».

О чем я молил бессмертных богов, судьи, в тот день, когда я, по обычаям и заве- там предков… Объявил… Об избрании Луция Мурены в консулы, — а именно, чтобы это избрание для меня самого, для честного завершения мной своих должностных обязанностей, для римского народа и плебса стало залогом благоденствия и счастья, — об этом же молю я тех же бессмертных богов и теперь, когда речь идет о том, чтобы этот человек достиг консульства и вместе с тем остался цел и невредим; молю их также о том, чтобы ваши помыслы и ваш приговор совпали с волей и голосованием римского народа и чтобы это принесло вам и римскому народу мир, тишину, спокойствие и согласие…
Свою речь Цицерон начал с обращения к бессмертным богам, на высоких эмоциях. Он убедителен в аргументах: избрание Луция в консулы станет залогом благоденствия римского народа. Таким вступлением оратор исключил конфронтацию с аудиторией.

  • 3. Внезапное вступление применяется в ситуации эмоционального подъема аудитории или самого оратора. Хрестоматийный пример та- кого вступления — начало речи Цицерона против Катилины.

До каких пор, скажи мне, Катилина, будешь злоупотреблять ты нашим тер- пением? Сколько может продолжаться эта опасная игра с человеком, потерявшим рассудок? Будет ли когда-нибудь предел разнузданной твоей заносчивости?.. Или ты не чувствуешь, что замыслы твои раскрыты, не видишь, что все здесь знают о твоем заговоре и тем ты связан по рукам и ногам? Что прошлой, что поза- прошлой ночью ты делал, где ты был, кого собирал, какое принял решение, — дума- ешь, хоть кому-нибудь нам это неизвестно?

В этом случае оратор не стремится к объединению с аудиторией в плане целей и интересов, не начинает свою речь издалека, как это было в предыдущем эпизоде. В данном случае Цицерон сразу же переходит к делу. Поток вопросов, эмоциональных восклицаний передают возмущение ритора и заряжают публику тем же чувством. Оратор умело влияет на аудиторию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)