Развитие риторики в средние века и эпоху возрождения

В Средние века церковь становится законодательницей во всех сферах жизни: в идеологии, политике, экономике. Идеи, положения, не подходящие под церковные каноны, не имели права на жизнь. В таких условиях не могла развиваться живая, свободная мысль.

Духовная жизнь общества пришла в упадок, что сказалось и на развитии риторики. В Средние века в ней ведущим становится искусство церковной проповеди (гомилетика). Если сравнить античное красноречие с ораторским искусством в Средние века, то можно увидеть существенную разницу между ними.

Античная риторика связана с искусством убеждения, доказательством спорных идей. В Средневековье сохраняется лишь внешняя форма риторики. Гомилетика обладает искусством убеждения, но проповедь никогда не предполагает противоположные точки зрения на предмет высказывания, она связана со знанием и постижением церковных постулатов, с внушением, а не с убеждением.

Толкование библейских мифов, религиозных догматов, канонов священной истории — главные задачи гомилетики как науки о христианском церковном проповедничестве. Всемирно известны имена знаменитых религиозных проповедников Средневековья Василия Великого, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного. Одновременно с ними выступали Исидор Севильский, Беда Достопочтенный — автор сочинения «Книга о тропах и фигурах».

Следует отметить, что и поэзия в Средние века развивалась под влиянием этого произведения. В ХIV в. популярной была школа поэтов-риториков. Они осознанно вводили фигуры и тропы в свои поэтические тексты. Эстетическая и смысловая сторона стихотворения не мыслилась без «цветов красноречия».

С появлением средневековых университетов в ХI—ХII вв. зарождается университетское красноречие. Именно в этот период возникло само слово лекция. Латинское слово legere означает «читать», lectio — «чтение». Профессора читали лекции по большим рукописным книгам в тяжелых переплетах. Книги были редкими и дорогими, они часто приковывались к кафедре цепями. Читать книги имел право только профессор. Задача ученого состояла в комментировании прочитанного текста.

Конечно, и университетское красноречие не было свободным от церковного влияния. Религиозная философия, схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый) занимала ведущее положение в нау- ке. Надежной опорой для схоластики служили церковные авторитеты.

«Священное писание» — вот источник, из которого схоласты черпали свои доказательства. При этом они пренебрегали опытными данными, фактами. Достаточно познакомиться с сочинениями богослова XIII в. Фомы Аквинского, чтобы представить сущность схоластики. Всякое познание, по мнению Фомы Аквинского, является грехом, если только оно не имеет своей целью познание Бога.

Наука Средневековья не могла освободиться от богословских постулатов. Отсюда своеобразные критерии эрудиции ученого: знание большого числа цитат, умение изъясняться на латинском языке. Схоластическая риторика также оказалась в заколдованном кругу догматизма, начетничества, церковных канонов. Риторика «вырождается», становится школьной дисциплиной, оторванной от реального общения.

Эпоха Возрождения стала временем открытия человека как личности. Гуманисты Ренессанса провозгласили «универсальность человека» — идеал, отличающий это время от средневекового с его идеалом «праведника», «аскета» или «рыцаря». Достаточно сравнить названия сочинений разных эпох: средневекового трактата «Об убожестве состояния человеческого» (1195) кардинала Лотаря и трактатов «О достоинстве и великолепии человека» (1452) Д. Манетти или «Речи о достоинстве человека» (1487) Пико делла Мирандола.

Эти заглавия убедительно говорят о совершенно разной оценке человеческих возможностей. В речи «О достоинстве человека» мыслитель обосновывает учение о свободе воли. Свобода воли есть не что иное, как проявление свободы мыслительно-словесной способности человека. Автор утверждает, что философия и красноречие, как и в античные времена, составляют неразрывное единство.

Под знаком идей Платона, Аристотеля, Цицерона формируются гуманистические взгляды Ренессанса. Гуманисты Возрождения были убеждены, что возможности человеческого познания беспредельны, что разум человека «сопричастен божественному разуму», а сам человек «является как бы смертным богом».

Успехи наук, естествознания, техники, искусства, великие научные открытия эпохи и изобретения были причиной такого гуманистического оптимизма. В эпоху Возрождения ценятся такие качества человека, как честь, достоинство, добродетель, знание. Гуманитарные науки становятся главным «знанием».

Итальянские гуманисты прославляли владение греческим и латинским языками, знакомили с сочинениями античных авторов. Литературным языком Запада и интернациональ- ным языком науки в XV—XVI вв. становится латынь.

Идея обновления словесности, предложенная гуманистами Возрождения, побуждала ораторов найти в своем языке риторические возможности, усвоить богатый опыт античных авторов. Это было время становления национальных языков. Начиная с трактата Данте «О народном красноречии», стали появляться манифесты в защиту родного языка.

Античные жанры — ода, гимн, элегия и эпическая поэма — надолго воцарятся в поэзии Возрождения. Общим источником, питающим все многообразие поэзии Возрождения, можно считать риторику. Классическими образцами риторического искусства являются монологи Гамлета, Джульетты, короля Лира. Важно, что художественная проза и поэзия способствовали повышению речевой культуры, усиливали чуткость к звучащему слову, содействовали разработке ораторского стиля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)