Расчет численности должностей

Одним из этапов нормирования труда врачей амбулаторного приема является расчет численности должностей.

Плановая функция врачебной должности выражена в числе лечебно-диагностических посещений в год. Следовательно, для расчета численности должностей врачей амбулаторного приема необходимо все посещения перевести в единицы, эквивалентные лечебно-диагностическим посещениям в поликлинике (Пэ), по формуле:

Пэ = Пл-д + Ппроф. х Kпроф. + Пнд. х Kнд. + R       (3.6)

где Пл-д – лечебно-диагностические посещения в поликлинике; Ппроф – профилактические осмотры; Пнд – посещения на дому; R – другие виды работ в эквивалентных единицах; Kпроф, Kнд – коэффициенты, показывающие соотношение затрат рабочего времени врача на профилактический осмотр или на визит на дом к расчетным нормам времени на лечебно-диагностическое посещение в поликлинике.

Перевод показателей в относительные единицы – довольно распространенный в экономических исследованиях прием. Он применяется, когда относительные величины показателей меняются, а тенденции соотношения этих данных остаются.

Пример расчета

Общее число посещений в эквивалентных единицах, рассчитанное по формуле 3.6, составляет 15 800:

По формуле (3.6) можно провести и расчеты числа эквивалентных единиц, выраженных в числе обращений по поводу заболеваний. В этом случае в обозначениях в формуле (3.6) лечебно-диагностические посещения заменяются на обращения по поводу заболеваний.

Расчет численности должностей (Д) по объему работы осуществляется по формуле:

где Пэ – число посещений (или обращений) в эквивалентных единицах; Ф – плановая функция врачебной должности, выраженная в числе лечебно-диагностических посещений в поликлинике (или обращений по поводу заболеваний).

Пример расчета

Число должностей врачей амбулаторного приема на указанный в примере объем работы (15 800 посещений в эквивалентных единицах) и плановой функции врачебной должности в 5521 посещение в год (см. пример расчета № 4) рассчитывается по формуле (3.7) и составляет 2,862 должности (15 800:5521).

Итоговым показателем расчета нормативов по труду врачей амбулаторного приема является норматив численности.

Измерителем норматива должности врача амбулаторного приема по той или иной специальности является численность населения или его определенного контингента для обслуживания: взрослые, дети, женщины, работающие и т.д.

Для определения нормативной численности персонала наряду с затратами рабочего времени на единицу обслуживания и нормами нагрузки (обслуживания) необходимо определение потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.

Число должностей врачей амбулаторного приема в расчете на 10 000 населения (или какого-либо его контингента) определяется по формуле:

где Д – число должностей на 10 000 населения; П – необходимое число посещений в год на одного жителя (в эквивалентных единицах); Ф – плановая функция врачебной должности.

Пример расчета 

Необходимое число посещений в год на одного жителя к врачу определенной специальности составляет 1,2 посещений. Плановая функция врачебной должности равна 5521. Нормативное число должностей врачей амбулаторного приема по данной специальности, рассчитанное по формуле (3.8), составляет 2,174 должности на 10 000 населения (1,2х10 000:5521).

Аналогичным образом проводится расчет численности должностей врачей амбулаторного приема в медицинских организациях в соответствии с государственным (муниципальным) заказом или по объему фактически выполняемой работы. Представленный алгоритм расчетов может быть использован и на федеральном уровне управления здравоохранением с учетом данных по объему помощи, указанных в территориальной программе.

Как известно, в последние годы научные исследования по обоснованию потребности населения в медицинской помощи не проводятся, во всяком случае, в доступной печати такие данные не публикуются. В связи с этим большой интерес представляют сравнения планово-нормативных посещений и их фактического числа.

Для таких сопоставлений были использованы данные территориальной программы на 2012 г., представленные в табл. 2.2 Информационного письма Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234, т.е. последней (по дате утверждения) территориальной программы, в которой указаны планово-нормативные данные о числе посещений, и данные годовой отчетной формы № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», опубликованные в ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России в 2013 г., по фактическому числу посещений.

Учитывая, что в указанных документах приводится разный набор врачебных должностей, то были проведены следующие перерасчеты:

  • суммировано планово-нормативное число посещений по дерматологии и венерологии;
  • фактическое число посещений по хирургии суммировано с числом посещений по нейрохирургии, травматологии-ортопедии, онкологии, сердечно-сосудистой хирургии, торакальной хирургии, челюстно-лицевой хирургии, пластической хирургии;
  • фактическое число посещений по терапии суммировано с числом посещений по пульмонологии, гастроэнтерологии.

Сравнения показывают, что по неврологии, хирургии, терапии, урологии, акушерству-гинекологии, офтальмологии и фтизиатрии разница в планово-нормативных и фактических данных составляет около 10% (табл. 3.13).

Различия в плановых и фактических показателях на 5-10%, на наш взгляд, вполне допустимы: превышение плановых показателей над фактическими данными создает возможности для развития той или иной службы, а в том случае, если фактические данные превышают плановые, необходимо решение вопроса об увеличении численности должностей, т е. необходимости изменений в подготовке кадров.

В то же время по ряду специальностей выявлены весьма значимые различия в рассматриваемых показателях. Фактическое число посещений превышает плановые показатели по педиатрии в 1,5 раза, по эндокринологии – в 2,2 раза, по аллергологии-иммунологии – в 3,0 раза, по инфекционным заболеваниям – в 3,7 раза. Напротив, плановонормативные данные больше фактических по оториноларингологии – на 24%, кардиологии и ревматологии – на 30%, по психиатрии – на 37%, по дерматовенерологии – на 32%.

На рис. 3.2  представлено соотношение этих данных по педиатрии и по кардиологии и ревматологии. На рисунке наглядно видна разнонаправленность различий в планово-нормативных и фактических показателях: фактический объем работы врачей-педиатров в 1,5 раза превышает планово-нормативные данные, а по кардиологии и ревматологии, напротив, планово-нормативное число посещений в 1,4 раза больше фактического их числа.

Такие различия, если они обусловлены характером патологии населения и потребностью населения в этих видах медицинской помощи, – а именно на этой основе должны определяться планово-нормативные данные – служат сигналом для органов управления здравоохранением для изменений в объеме и структуре подготовки врачебных кадров по специальностям.

Внедрение типовых норм времени на посещение, установленных приказами Минздрава России № 290н и № 973н, а также величина нормативной численности должностей врачей амбулаторного приема, имеющая различия в разных нормативно-правовых документах, показанная в табл. 1.19 и 1.21 данной публикации, вызывает ряд следующих вопросов в медицинских организациях:

  • какие нормы времени на посещение могут быть использованы для выполнения государственного (муниципального) задания и при использовании нормативной численности должностей?
  • какое число посещений может быть выполнено при использовании типовых норм времени и нормативном числе должностей?
  • какое число должностей врачей амбулаторного приема необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания при использовании типовых норм времени?

Для ответа на эти вопросы необходимо установить математическую зависимость между следующими показателями:

  • типовыми нормами времени на лечебно-диагностическое посещение;
  • планово-нормативным числом посещений;
  • нормативным числом должностей врачей амбулаторного приема. Такую зависимость можно установить, преобразовав формулы (3.4), (3.7) и (3.8), приняв за неизвестное один из искомых показателей. Тогда формулы для расчета примут следующий вид:

при следующих условных обозначениях:

t – затраты времени на посещение (типовые или расчетные);

Б – годовой бюджет рабочего времени должности;

k – коэффициент использования рабочего времени должности на основную деятельность;

П – планово-нормативное число посещений на 1000 населения (по территориальной программе), пересчитанное на 10,0 тыс. соответствующего контингента населения;

Д – число должностей на 10,0 тыс. населения или его контингента (нормативное – по приказам о порядках, или расчетное).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)