Для обеспечения продвижения потоков товаров до конечных потребителей логистика должна создать систему логистических цепей поставок с эффективно действующей сбытовой инфраструктурой. Для распределительной логистики это означает проектирование сети распределения на основе оптимизации ограниченных ресурсов фирмы.
Необходимость в подобной реконструкции может быть вызвана следующими причинами:
- существенные изменения в объеме спроса на товары или в стабильности спроса со стороны клиентов;
- усиление конкуренции на рынке и как следствие этого поиск возможностей сокращения логистических затрат на продвижение товаров на рынке;
- изменение товарной специализации фирмы или выход на новые рынки;
- повышение требований конечных потребителей к качеству обслуживания;
- изменения в политике сбыта, ценообразования;
- низкая эффективность использования ресурсов компании (организационных, финансовых, технических);
- финансовые изменения.
Перед принятием решения о модернизации существующей сети распределения руководству логистики следует изучить следующие факторы:
- эффективность основных логистических функций, выполняемых подразделениями компании;
- степень удовлетворенности внутренних потребителей и внешних клиентов имеющимся логистическим сервисом;
- степень рациональности использования ресурсов компании при выполнении функций распределения;
- общие затраты на логистику распределения и составляющие логистических издержек по видам деятельности;
- наличие конфликтных ситуаций между подразделениями по логистическим параметрам и перекрестных функций при управлении логистическими процессами;
- состояние складского и транспортного хозяйства и других составляющих сбытовой инфраструктуры, необходимость вложения финансовых средств в их модернизацию.
Перед принятием решения о построении собственной сети распределения руководство компании должно объективно оценить достоинства и недостатки основных сбытовых систем (табл. 2).


При значительном числе регионов сбыта товаров компании предпочитают комбинировать несколько сбытовых систем с учетом особенностей тех или иных регионов.
Процедура построения сети распределения включает ряд этапов:
- Разработка прогнозов продаж и анализ рынков сбыта товаров. При реализации данного этапа основная роль принадлежит маркетингу.
- Анализ и оценка деятельности существующей сети распределения. Решение вопроса выбора варианта сбытовой системы с учетом имеющихся ограничений.
- Выбор сбытовой стратегии применительно к каждому отдельному рынку сбыта с учетом маркетинговых и логистических ограничений.
- Сегментация рынков сбыта по уровню обслуживания клиентов (определение районов товароснабжения, определение уровня запасов у клиентов, частоты поставок, уровня сервиса).
- Определение оптимальной структуры сети распределения (разбиение системы всей системы на региональные цепи поставок, определение для них конкретных участников товародвижения, распределение между ними функций в процессе продвижения товаров и запасов).
Построение организационной структуры системы распределения:
- Создание логистической инфраструктуры (обслуживать рынки собственными силами или привлечь посредников).Формирование оптимальной складской сети системы распределения.
- Определение оптимального числа складов в регионах.
- Определение функционального назначения складов и их взаимосвязь.
- Определение места размещения складов.
Выбор оптимальной стратегии складирования:
- Использование собственных складов.
- Аренда складских площадей.
- Использование складских услуг логистическим посредников.
Выбор технологии товародвижения (доставки):
- Выбор оптимального товароносителя.
- Выбор транспортного средства доставки.
- Разработка оптимальных маршрутов доставки.
- Создание единой информационной сети.
Анализ и оценка деятельности логистических цепей поставок:
- Определение ограничений.
- Определение показателей оценки деятельности системы распределения.
- Выбор критериев оценки системы распределения.
Вопрос о проектировании сети распределения у фирмы возникает тогда, когда она решает продвигать товары собственными силами.
Процесс проектирования в этом случае является ответом логистики на новые маркетинговые стратегии компании. Также вопрос о проектировании сети возникает тогда, когда уже существующая сеть показала свою неэффективность.
В этом случае можно говорить не о проектировании новой сети распределения, а о модернизации уже существующей системы распределения.