Причины образования запасов в сфере распределения

Запасы в общем виде — это часть товарного обращения, представляющая собой товары в процессе движения их из сферы производства в сферу конечного потребления.

Причины образования запасов в сфере распределения:

  • необходимость бесперебойного обслуживания потребителей;
  • приобретение единовременно крупной партии товара из-за возможной экономии на закупочной цене товара или на транспортных расходах на его доставку;
  • необходимость преобразования нескольких производственных ассортиментов изготовителей в один торговый ассортимент;
  • необходимость образования страховых запасов на случай возможных перебоев в поставках товаров;
  • ненадежность поставок по времени выполнения заказов и по комплектности;
  • сложность заказов клиентов, для выполнения которых необходимо дополнительное время;
  • необходимость подготовки товаров к продаже;
  • неправильное прогнозирование спроса со стороны конечных потребителей;
  • величина минимальной партии поставки;
  • низкое качество реализуемых товаров, для компенсации которого приобретается увеличенная партия товаров.

Наличие запасов товаров — это расходы, однако дефицит необходимых товарных запасов — это также расходы в форме разнообразных потерь — потери продаж, клиентов и прибыли от отсутствия товаров на складе в момент предъявления спроса.

Все расходы, связанные с наличием запасов, можно условно объединить в несколько групп:

  • затраты на содержание складов (амортизационные отчисления для собственного склада или арендные платежи для наемного склада; заработная плата и отчисления с нее управленцев склада; коммунальные расходы);
  • затраты на обслуживание движения запасов (заработная плата и отчисления с нее для линейных работников склада; расходы на транспортировку запасов; расходы на погрузочно-разгрузочные работы; затраты на упаковку и маркировку);
  • затраты на обслуживание запасов (оплата банковского процента; стоимость страховки запасов; налоги, в частности, налог на имущество);
  • стоимость рисков содержания запасов (риски порчи, хищения, утери, устаревания запасов);
  • альтернативные расходы (упущенная выгода из-за отсутствия необходимых запасов).

Запасы оказывают существенное влияние на стратегию развития фирмы, определяют возможный уровень обслуживания клиентов, влияют на финансовое положение и конкурентоспособность компании, так как наличие достаточных запасов позволяет осуществлять бесперебойное обслуживание клиентов в условиях нестабильности спроса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)