Понятие возвратной логистики и ее значение в распределительной логистике

Процессы движения материальных и товарных потоков сопряжены с множеством факторов, которые имеют как прямой, так и обратный характер.

К прямым потокам, которые и являются основным объектом исследования в логистике, относятся операции, связанные с заказом и доставкой товаров от поставщика, обработкой поставок через распределительный центр и доставку собранного заказа клиенту — розничному торговому предприятию или предприятию сферы обслуживания.

К обратным потокам относятся возвраты товаров от клиента, которые возникают в виду различных причин.

В зарубежной литературе основным термином, характеризующим движение товаров от покупателей к производителю, является reverse logistics.

На русский язык данный термин авторы переводят по-разному:

  • реверсивная логистика;
  • возвратная логистика;
  • обратная логистика.

В зарубежных источниках приводится множество определений возвратной логистики. Так, в частности, некоторые авторы под ней понимают «процесс перемещения товаров из точки их конечного потребления в точку происхождения с целью уценки или правильной утилизации. Действия по переработке к восстановлению также могут быть включены в понятие возвратной логистики».

Однако следует отметить, что возвратная логистика — это больше, чем многоразовая тара и упаковка. Изменение способа упаковки с целью уменьшения затрат упаковочного материала или снижения затрат энергии и загрязнений от транспортировки являются важными направлениями деятельности хозяйствующих субъектов.

Ассоциация возвратной логистики (США) определяет рассматриваемое понятие следующим образом: «Возвратная логистика — это все действия, связанные с товаром и его обслуживанием после реализации в точке продажи, конечной целью которых является оптимизация или повышение эффективности послепродажной деятельности организации таким образом, чтобы сэкономить деньги и природные ресурсы».

Помимо возвратов товаров есть еще одна область применения возвратной логистики — управление твердыми отходами, образующимися у населения и на предприятиях. Рассматривая данную область совместно с процессом осуществления возвратов продукции, можно добиться значительных успехов в снижении объемов образования и захоронения отходов.

Интерес к возвратной логистике (часто в литературе можно встретить также термин «логистика возвратов») вызван рядом причин:

  • ростом физической массы и стремительным расширением ассортимента реализуемых товаров, усложнением их конструкции, повышением информированности потребителей о своих правах;
  • увеличением числа операций и видов деятельности в рамках управления возвратами товаров;
  • наблюдаемым значительным ростом прямых продаж через Интернет, что в перспективе может повысить процент возвратов до 40 % для некоторых каталогов и розничных интернет-продавцов. На самом деле у прямых продавцов нет иного выбора, кроме развития эффективного управления возвратами;
  • увеличением затрат компаний на простое захоронение отходов;
  • повышением требований со стороны государственных органов и общественности к экологичности производства и процесса распределения товаров.

Общемировые масштабы возвратной логистики огромны. Затраты на возвратную логистику составляют 4–6 % общих логистических издержек. Конечно же, большую часть возврата продукции инициируют потребители. Если проанализировать данные из различных мировых источников, то можно вывести средний процент возврата потребителями своих покупок, который составляет 7 %.

Для некоторых отраслей процент возврата продукции может составлять:

  • книжная продукция — 10–15 %;
  • компьютеры и комплектующие — 10–18 %;
  • одежда — 30–40 %;
  • продукция массового потребления — 5–15 %;
  • товары, купленные через Интернет, — 20–80 %.

Соответственно, эффективная обратная логистика может принести и чрезвычайно большие выгоды:

  1. Для ретейлера: увеличение прибыли за счет повторных продаж и снижения уровня дисконтирования за счет предоставления новых товаров взамен непроданных и плохо продаваемых. Компании могут договориться с поставщиками о возврате плохо продаваемых или залежавшихся товаров. Доплатив, ретейлер может получить новый товар вместо старого. Таким образом, ему не придется платить за всю партию нового товара, и он «выгадает» место на складе, избавившись от плохо реализуемой продукции.
  2. Хорошая репутация, заработанная посредством социально ориентированной политики, может принести прибыль как в прямом, так и в переносном смысле.
  3. Снижение затрат может быть результатом уменьшения операционных издержек. Множество продуктов и единиц товара могут быть легко возвращены. И хотя процесс возврата создает дополнительные издержки, нужно помнить, что каждый продукт или компонент, который может быть вновь пущен в продажу, — это продукт, который не надо производить. Эффективная обратная логистика также позволяет снизить издержки на хранение и обслуживание складских запасов. Управление возвратом помогает снизить затраты на поддержание экологии и утилизацию. Кроме того, эффективно организованная обратная логистика вносит свой вклад в управление взаимоотношениями с клиентом. Информация о том, почему клиент вернул вещь, может быть использована для дальнейшего усовершенствования продукта, что снижает вероятность последующих возвратов.
  4. Усовершенствование обратной логистики может повысить оборачиваемость активов. В терминах теории управления товарными потоками, возвращенные товары ничем не отличаются от новых поступлений.

Операции возвратной логистики могут быть эффективными, только если они тесно связаны с процессами прямой логистики.

Использование логистических концепций и методов, отработанных на практике позволяет правильно
строить логистическую цепь движения товаров не только в прямом, но и обратном направлении.

Для предприятия, осуществляющего доставку продукции (выходящий поток), возвратная логистика тесно увязывается с уровнем обслуживания клиентов и уровнем клиентского сервиса.

Для предприятия получателя — торговые посредники (входящий поток) возврат товаров тесно связан с входным контролем качества и актированием претензий к поставщикам.

Восемь категорий возвратных потоков:

  1. Продукция, которая является испорченной, нежелательной, поврежденной или бракованной, но которая подлежит восстановлению или переработке и перепродаже.
  2. Продукция, которая является старой, устаревшей или близкой к концу ее срока хранения, но которая все еще представляет интерес для реутилизации или перепродажи.
  3. Продукция, которая не продана через торговую сеть, обычно относится к избыточным запасам, которые еще имеют перепродажную значимость.
  4. Продукция, которая была отозвана из-за дефекта качества или надежности, которая может починиться или утилизироваться.
  5. Продукция, которой требуется ремонт по «изъятию и замене» перед возвратом в оборот.
  6. Продукция, которая может повторно использоваться, такая как контейнера, паллеты, картриджи для принтеров и т.д.
  7. Продукция или части, которые могут перерабатываться и перепродаваться.
  8. Металлолом, макулатура и отходы пластика, которые могут перерабатываться для дальнейшегоь использования.

Несмотря на значимость возвратных потоков, о чем было сказано ранее в работе, можно выделить ряд причин, по которым подавляющее большинство фирм не уделяет должного внимания операциям по обработке возвратных потоков:

  1. Возвратная логистика воспринимается руководством компаний как источник дополнительных затрат для фирмы, в то время как эффективно организованная деятельность по возврату может стать не только инструментом снижения логистических издержек, но и источником дополнительной прибыли за счет улучшения качества обслуживания клиентов и формирования у последних лояльности к фирме.
  2. Зачастую затраты на возвратную логистику трудно определить и измерить.
  3. Величину возвратных потоков в целом и по отдельным категориям очень трудно прогнозировать, а количество возвращаемых товаров и сроки его возврата практически невозможно предугадать, что затрудняет управление потоками и запасами для компании.
  4. Фирмы при прогнозировании возвратных потоков стараются учитывать только бракованные товары или пересорт, плохо учитывая товары-неликвиды или устаревшие товары. Тем уделяется еще меньшее внимание. Из-за этого упущения в управлении неправильно рассчитывается объем возвратных потоков.
  5. Отсутствие необходимого оборудования, персонала и инфраструктуры для организации системы контроля возвратных потоков.
  6. Процесс контроля и регулирования возвратных потоков намного сложнее чем управление прямыми материальными потоками, из-за того что они менее изучены, плохо структурированы и их качество и направления использования сильно различаются.
  7. Высокая маржинальность российских ретейлеров, у которых доля возвратов составляет от 4 до 7 %, делает допустимым простую продажу возвращаемых товаров по сниженным ценам.

Таким образом, можно сделать вывод, что возвратная логистика на текущем этапе явно выделяется в качестве отдельной области логистики, но ее теоретические основы и практическая значимость пока еще недостаточно понятны для большинства предприятий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)