Понятие возвратной логистики и ее значение в распределительной логистике
Процессы движения материальных и товарных потоков сопряжены с множеством факторов, которые имеют как прямой, так и обратный характер.
К прямым потокам, которые и являются основным объектом исследования в логистике, относятся операции, связанные с заказом и доставкой товаров от поставщика, обработкой поставок через распределительный центр и доставку собранного заказа клиенту — розничному торговому предприятию или предприятию сферы обслуживания.
К обратным потокам относятся возвраты товаров от клиента, которые возникают в виду различных причин.
В зарубежной литературе основным термином, характеризующим движение товаров от покупателей к производителю, является reverse logistics.
На русский язык данный термин авторы переводят по-разному:
- реверсивная логистика;
- возвратная логистика;
- обратная логистика.
В зарубежных источниках приводится множество определений возвратной логистики. Так, в частности, некоторые авторы под ней понимают «процесс перемещения товаров из точки их конечного потребления в точку происхождения с целью уценки или правильной утилизации. Действия по переработке к восстановлению также могут быть включены в понятие возвратной логистики».
Однако следует отметить, что возвратная логистика — это больше, чем многоразовая тара и упаковка. Изменение способа упаковки с целью уменьшения затрат упаковочного материала или снижения затрат энергии и загрязнений от транспортировки являются важными направлениями деятельности хозяйствующих субъектов.
Помимо возвратов товаров есть еще одна область применения возвратной логистики — управление твердыми отходами, образующимися у населения и на предприятиях. Рассматривая данную область совместно с процессом осуществления возвратов продукции, можно добиться значительных успехов в снижении объемов образования и захоронения отходов.
Интерес к возвратной логистике (часто в литературе можно встретить также термин «логистика возвратов») вызван рядом причин:
- ростом физической массы и стремительным расширением ассортимента реализуемых товаров, усложнением их конструкции, повышением информированности потребителей о своих правах;
- увеличением числа операций и видов деятельности в рамках управления возвратами товаров;
- наблюдаемым значительным ростом прямых продаж через Интернет, что в перспективе может повысить процент возвратов до 40 % для некоторых каталогов и розничных интернет-продавцов. На самом деле у прямых продавцов нет иного выбора, кроме развития эффективного управления возвратами;
- увеличением затрат компаний на простое захоронение отходов;
- повышением требований со стороны государственных органов и общественности к экологичности производства и процесса распределения товаров.
Общемировые масштабы возвратной логистики огромны. Затраты на возвратную логистику составляют 4–6 % общих логистических издержек. Конечно же, большую часть возврата продукции инициируют потребители. Если проанализировать данные из различных мировых источников, то можно вывести средний процент возврата потребителями своих покупок, который составляет 7 %.
Для некоторых отраслей процент возврата продукции может составлять:
- книжная продукция — 10–15 %;
- компьютеры и комплектующие — 10–18 %;
- одежда — 30–40 %;
- продукция массового потребления — 5–15 %;
- товары, купленные через Интернет, — 20–80 %.
Соответственно, эффективная обратная логистика может принести и чрезвычайно большие выгоды:
- Для ретейлера: увеличение прибыли за счет повторных продаж и снижения уровня дисконтирования за счет предоставления новых товаров взамен непроданных и плохо продаваемых. Компании могут договориться с поставщиками о возврате плохо продаваемых или залежавшихся товаров. Доплатив, ретейлер может получить новый товар вместо старого. Таким образом, ему не придется платить за всю партию нового товара, и он «выгадает» место на складе, избавившись от плохо реализуемой продукции.
- Хорошая репутация, заработанная посредством социально ориентированной политики, может принести прибыль как в прямом, так и в переносном смысле.
- Снижение затрат может быть результатом уменьшения операционных издержек. Множество продуктов и единиц товара могут быть легко возвращены. И хотя процесс возврата создает дополнительные издержки, нужно помнить, что каждый продукт или компонент, который может быть вновь пущен в продажу, — это продукт, который не надо производить. Эффективная обратная логистика также позволяет снизить издержки на хранение и обслуживание складских запасов. Управление возвратом помогает снизить затраты на поддержание экологии и утилизацию. Кроме того, эффективно организованная обратная логистика вносит свой вклад в управление взаимоотношениями с клиентом. Информация о том, почему клиент вернул вещь, может быть использована для дальнейшего усовершенствования продукта, что снижает вероятность последующих возвратов.
- Усовершенствование обратной логистики может повысить оборачиваемость активов. В терминах теории управления товарными потоками, возвращенные товары ничем не отличаются от новых поступлений.
Операции возвратной логистики могут быть эффективными, только если они тесно связаны с процессами прямой логистики.
Для предприятия, осуществляющего доставку продукции (выходящий поток), возвратная логистика тесно увязывается с уровнем обслуживания клиентов и уровнем клиентского сервиса.
Для предприятия получателя — торговые посредники (входящий поток) возврат товаров тесно связан с входным контролем качества и актированием претензий к поставщикам.
Восемь категорий возвратных потоков:
- Продукция, которая является испорченной, нежелательной, поврежденной или бракованной, но которая подлежит восстановлению или переработке и перепродаже.
- Продукция, которая является старой, устаревшей или близкой к концу ее срока хранения, но которая все еще представляет интерес для реутилизации или перепродажи.
- Продукция, которая не продана через торговую сеть, обычно относится к избыточным запасам, которые еще имеют перепродажную значимость.
- Продукция, которая была отозвана из-за дефекта качества или надежности, которая может починиться или утилизироваться.
- Продукция, которой требуется ремонт по «изъятию и замене» перед возвратом в оборот.
- Продукция, которая может повторно использоваться, такая как контейнера, паллеты, картриджи для принтеров и т.д.
- Продукция или части, которые могут перерабатываться и перепродаваться.
- Металлолом, макулатура и отходы пластика, которые могут перерабатываться для дальнейшегоь использования.
Несмотря на значимость возвратных потоков, о чем было сказано ранее в работе, можно выделить ряд причин, по которым подавляющее большинство фирм не уделяет должного внимания операциям по обработке возвратных потоков:
- Возвратная логистика воспринимается руководством компаний как источник дополнительных затрат для фирмы, в то время как эффективно организованная деятельность по возврату может стать не только инструментом снижения логистических издержек, но и источником дополнительной прибыли за счет улучшения качества обслуживания клиентов и формирования у последних лояльности к фирме.
- Зачастую затраты на возвратную логистику трудно определить и измерить.
- Величину возвратных потоков в целом и по отдельным категориям очень трудно прогнозировать, а количество возвращаемых товаров и сроки его возврата практически невозможно предугадать, что затрудняет управление потоками и запасами для компании.
- Фирмы при прогнозировании возвратных потоков стараются учитывать только бракованные товары или пересорт, плохо учитывая товары-неликвиды или устаревшие товары. Тем уделяется еще меньшее внимание. Из-за этого упущения в управлении неправильно рассчитывается объем возвратных потоков.
- Отсутствие необходимого оборудования, персонала и инфраструктуры для организации системы контроля возвратных потоков.
- Процесс контроля и регулирования возвратных потоков намного сложнее чем управление прямыми материальными потоками, из-за того что они менее изучены, плохо структурированы и их качество и направления использования сильно различаются.
- Высокая маржинальность российских ретейлеров, у которых доля возвратов составляет от 4 до 7 %, делает допустимым простую продажу возвращаемых товаров по сниженным ценам.
Таким образом, можно сделать вывод, что возвратная логистика на текущем этапе явно выделяется в качестве отдельной области логистики, но ее теоретические основы и практическая значимость пока еще недостаточно понятны для большинства предприятий.
- Оптимизация управления возвратными потоками
- Операции возвратной логистики в цепях поставок
- Разработка уровня обслуживания компании
- Оценка логистического сервиса компании
- Стандарты обслуживания
- Цели организации обслуживания покупателей
- Значимость логистического сервиса и виды услуг клиентам
- Сущность и особенности обслуживания потребителей
- Организация товароснабжения сети складов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу