Операции возвратной логистики в цепях поставок

В последнее время растет число вариантов использования возвратных товаров. Раньше у многих изготовителей (поставщиков) не было никаких экономических стимулов восстанавливать свой товар, и перед ними стояла лишь одна хозяйственная задача — как уничтожить возвратные товары как можно быстрее и дешевле. Однако ряд законодательных ограничений и увеличение затрат на утилизацию сделали такой способ управления возвратами наименее привлекательным.

На рисунке приведена схема взаимодействия прямой и возвратной логистики в контексте жизненного цикла продукта.

Операции возвратной логистики в цепях поставок

Возвратные потоки имеют значительно большее количество отличительных параметров, чем материальные потоки от производителя до конечного потребителя. Для экономии времени при принятии решения о выборе оптимальных процессов управления ими необходима классификация возвратных потоков по видам, отличающимся по тем или иным признакам.

К наиболее значимым признакам относят:

  • функциональное назначение возвратных потоков (сырье, товар для конечного потребления или оборотную тару);
  • источник происхождения возвратного потока (например, сферу потребления, сферу производства и обращения);
  • кондицию и ликвидность.

С целью уменьшения времени анализа каждому виду возвратного потока должен соответствовать набор альтернативных процессов управления, который бы позволил использовать их или утилизировать с минимальными общими затратами для компании.

В настоящее время существует несколько классификаций возвратных потоков. Одна из них представлена доктором экономических наук, профессором О.Н. Зуевой. Возвратные материальные потоки классифицированы по источнику происхождения и по процессам управления ими.

К возвратам сферы производства и обращения относятся возвратные материальные потоки, возникающие на стадии производства и распределения готовой продукции.

К ним причисляют:

  • некондиционные товары, в частности товары ненадлежащего качества;
  • неликвидные товары, в частности те, которые не пользуются спросом;
  • товары, не проданные в срок по договору;
  • товары устаревших моделей;
  • товары с ошибками поставки, в частности товары ненадлежащего количества или поставленные с нарушением условия договора.

К возвратам сферы потребления относятся следующие возвратные материальные потоки:

  • бракованные товары, в частности товары со скрытыми производственными дефектами;
  • товары, утратившие свою полезность для потребителя, в частности использованные;
  • товары с повторным обращением;
  • оборотная тара и упаковка.

Также существует классификация возвратных потоков по источнику происхождения (табл. 3).

Операции возвратной логистики в цепях поставок

Эти классификации имеют недостаток: они не позволяют определить технологически возможные процессы возвратных потоков и непригодны для управления ими без дополнительных пояснений по каждому выделенному классу. Для анализа и управления возвратными потоками требуется классификация, позволяющая определить эти процессы исходя из возможности возврата товарам потребительских свойств.

К анализируемым потребительским свойствам относятся прогноз потребности в товаре для конечных потребителей и качество товара. Потребность в товаре для конечного пользователя определяет его ликвидность, а качество товара — степень удовлетворения потребительских свойств.

По классификации, предложенной П.А. Терентьевым, возвратные товарные потоки делятся на непосредственно и опосредованно влияющие на жизнедеятельность человека.

К категории товаров, непосредственно влияющих на жизнедеятельность человека, относятся продовольственные товары, предметы гигиены, лекарства, товары медицинского назначения и др.

Данные товары при ненадлежащем качестве грузопереработки, хранения и истекшем сроке годности способны причинить вред здоровью. Они не подлежат возврату в цепи поставок с целью повторной продажи потребителю или торговому представителю.

К категории товаров, опосредованно влияющих на жизнедеятельность человека, относятся все остальные товары, для которых нет жестких требований к грузопереработке, условиям хранения и срокам годности. Такие товары могут быть возвращены по цепи поставок.

Кондиционным товаром считается соответствующая всем оговоренным условиям и нормам продукция.

Кондиционным ликвидным товаром является:

  • товар ненадлежащего количества;
  • товар, поставленный с нарушением условий договора, ошибочно.

Кондиционным неликвидным товаром является:

  • товар, не проданный в срок по договору;
  • товар, не пользующийся спросом;
  • товар устаревшей модели;
  • товар повторного обращения;
  • сезонные товары.

Некондиционным ликвидным товаром являются:

  • товар со скрытыми производственными дефектами;
  • товар ненадлежащего качества;
  • товар, поврежденный в процессе распределения;
  • товар на гарантийном обслуживании.

Некондиционным неликвидным товаром является:

  • товар с истекшим сроком годности;
  • товар, направляемый на уничтожение.

Процесс перераспределения товара в дистрибутивной сети с последующей продажей заключается в транспортировке товара из торгового центра на центральный склад, приеме товара на складе, комплектации, отправке и транспортировке товара в торговый центр с положительным спросом. Процесс перераспределения несет в себе логистические издержки, равные сумме транспортных расходов, затрат на складирование и грузопереработку товара. При продаже товара после перераспределения по цене ниже, чем до перераспределения, возникает упущенная выгода, равная сумме уценки.

Процесс возврата поставщику заключается в транспортировке товара из торговых центров на центральный склад, сборе и комплектации товара на центральном складе и его транспортировке до поставщика. Поставщик зачитывает стоимость возвращенного товара в счет будущих поставок другой продукции.

Процесс возврата поставщику несет в себе логистические издержки, являющиеся суммой транспортных расходов, затрат на складирование и грузопереработку товара.

Процесс ремонта и восстановления потребительских свойств с дальнейшей продажей заключается в транспортировке товаров из торговых центров на центральный склад, сборе и комплектации на центральном складе, транспортировке товара до сервисного центра, ремонте и восстановлении его потребительских свойств, возврате на центральный склад и дальнейшем распределении в розничной сети с последующей продажей.

Интересно
Перечисленные процессы несут в себе логистические издержки и затраты на ремонт товара. При продаже товара
после ремонта и возврата потребительских свойств по цене ниже, чем до перераспределения, возникает упущенная выгода, равная сумме уценки.

Процесс передачи на благотворительные цели состоит в передаче товара в благотворительную организацию. Он несет в себе общие издержки, равные сумме логистических издержек на сбор товара и его закупочной стоимости.  Аналогичные издержки несет организация и при процессе уничтожения товара.

Процесс уценки является процессом прямого товарного потока и альтернативным возврату. Неликвидный товар в торговых компаниях уценивают с целью стимуляции спроса. Процесс уценки несет в себе упущенную выгоду в размере суммы уценки.

Процесс хранения до возникновения спроса является процессом прямого товарного потока и альтернативным возврату. Неликвидный товар оставляют в торговом центре с целью продажи в будущем. Процесс хранения до возникновения спроса несет в себе общие издержки в размере издержек на хранение и стоимости вложенных в закупку товара денежных средств (процент за использование кредита).

Проведенная классификация возвратных товарных потоков по потребительским свойствам позволяет присвоить каждому классу возвратных товарных потоков определенные процессы возврата потребительских свойств или процессы утилизации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)