Проблематизация в коммуникации

Там, где на схеме пресекаются линии (дуги), символизирующие уровни организации, имеется точка, которая символизирует проблематизацию, проблему. Почему здесь проблема? Потому что в тот момент, когда ты прав и я прав, и мы выложили свои основания и сказали: «Смотрите! Да, и ты, и я одинаково пользуемся некоторыми техниками мышления. И ты, и я стремимся к истинности. Но наши суждения противоречат друг другу».

Интересно
В этот момент мы вышли за границы мыслительной организации. Мы сказали: «Значит, что-то не в порядке у нас с мышлением. Значит, нужно делать что-то новое, так как мы оба правы, но мы говорим разное, противоположное». Проблема! Мы попали в проблемную ситуацию! Что значит, в проблемную ситуацию? Это значит, что нормы мышления, которые работали еще пять минут назад, теперь не работают.

И данная ситуация не может быть организована как рассуждение, доказательство, опровержение. Она должна быть организована теперь более сложным образом – как коммуникация, т. е. как поиск новых методов, новых форм мышления в ситуации столкновения двух логик, двух подходов, двух способов мышления, одинаково правильных. Бывает ли такое в классной комнате? Если да, то тогда это не обучение. Проблема не в том, бывает ли это в классной комнате. В классной комнате бывает разное. Но сохраняется ли при этом логика обучения и сама позиционная структура «учитель – ученик», когда оба равны, и нельзя в какой-то момент сказать (как у Оруэлла), что один «равнее других».

Следовательно, это уже не ученик и не учитель. А просто два равноправных участника проблемной ситуации. И тогда это уже коммуникация в полном и точном смысле слова. Но подчеркнем при этом: дело не в том, есть ли коммуникация в классной комнате, а дело в том, что должна быть «рамка коммуникации», т. е. идея того, что нормы мышления – логика (например, предметная логика, логика учебного курса) – не работают. Если такая идея есть, то тогда учитель открыт для возможной коммуникации.

Хотя реальная ситуация может никогда не прийти к коммуникации, может не попасть в эту проблемную зону, где кончается мышление, а начинается спор; наоборот, коммуникация может быть редуцирована, упрощена и может быть лишь элементом мыслительной организации. Два полюса (полюс «другой» и полюс «мыслительная организация») – конкурирующие, а не вложенные. Мыслительный фокус организует языковой, а эти два не охватывают друг друга, не организуют друг друга. Они находятся в расхождении. Между ними – зазор. И в этом зазоре возникает проблема, проблемная ситуация.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)