Принцип организации и организованности деятельности

Для построения такого сложного понятия, как коммуникация, необходимо рассуждать в двух направлениях:

  • отличать и отграничивать от коммуникации то, что не является коммуникацией;
  • обсуждать сам подход, с помощью которого возможно анализировать такое явление, как коммуникация, и строить какие-либо технологии коммуникации.

Основополагающими в этом рассуждении выступают принципы деятельностного, системо-деятельностного и системомыследеятельностного подходов. В основу названных подходов положена идея о том, что все в деятельности организовано. И любое явление, любой феномен в деятельности может быть описан как результат (или эффект) сложной организации. Поэтому рассматривать коммуникацию приходится с точки зрения понятия организации, которое имеет множество различных значений, позволяющих употреблять его в различных смыслах в соответствии с контекстом употребления.

Слово организация происходит от французского organisation, которое может означать, во-первых, глагол организовать или организоваться, например, «участвовать в организации вечера». Во-вторых, подчинённость определённому плану, порядку, т. е. организованность, например, «порядок и организация в армии». В-третьих, общественное объединение лиц или государств, например, состоять в какой-либо организации, устав организации. В-четвертых, характер строения, устройства, структуры чего-либо, например, ввести новую организацию планирования, научная организация труда. Существуют и другие значения данного термина.

В данном контексте для понятия коммуникация важны два первых смысла. И различая эти два смысла, мы с одной стороны говорим об организации как процессе, а с другой – об организованности как результате этого процесса. В результате процесса организации создается организованность как продукт данного процесса. И в деятельности мы все время сталкиваемся с организованностями, т. е. с тем, что возникло благодаря организации. Организованности имеют структуру, соответствующую деятельности организации.

Интересно
Обсуждая феномен коммуникации, необходимо увидеть в ней (например, в коммуникации на уроке) предшествовавшую организацию, которая делает коммуникацию организованностью деятельности. Но коммуникация является не простой организованностью (например, как стол — продукт достаточно простого технологического процесса), а результатом сложной многоуровневой организации.

В ней как в организованности деятельности наложено друг на друга множество процессов организации. Следовательно, необходимо выяснить, как возникает коммуникация как организованность, т. е. из каких уровней она состоит и что на каждом из уровней организуется.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)