Принципы социокультурной деятельности

Принципы − наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения культурных ценностей и предопределяющие её направленность, характер, содержание и форму.

К принципам социокультурной деятельности исследователи относят:

  • плюрализма;
  • альтернативности подходов в содержании и организации социокультурной деятельности;
  • всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака;
  • гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения;
  • диалектического единства и преемственности культурно-исторического, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга;
  • общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами, основанного на децентрализации и суверенности социальной и культурной политики;
  • общедоступности социокультурной деятельности;
  • этической направленности;
  • развития инициативы и самодеятельности;
  • комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;
  • эстетизации общественной жизни, т.е. единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;
  • самоорганизации, самообразования и самовоспитания участников социокультурной деятельности;
  • научности, комплексности;
  • дифференцированного подхода к различным группам населения;
  • связи с практикой и последовательности, систематичности;
  • единства просвещения и идейно-нравственного воспитания.
  • педагогизации окружающей социально-культурной среды;
  • личностного подхода, который предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере (по сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека);
  • ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности;
  • приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;
  • единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
  • общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

Все принципы социокультурной деятельности можно отнести разделить на три группы:

  • общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность социокультурной деятельности;
  • общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность социокультурной деятельности и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия;
  • специфические принципы социокультурной деятельности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)