Феномен свободного времени и временного пространства культурно-досуговой деятельности

Выделяют следующие разновидности времени: физическое, химическое, биологическое, социальное. Социальное время определяется как высшая форма времени.

Итак, общий бюджет времени – это соотношение затрат времени по основным сферам жизнедеятельности. В зависимости от возраста, профессии, характера работы, пола, семейного положения и т.п. структура и объем бюджета времени человека может видоизменяться.

В зависимости от объема временных рамок можно выделить следующие виды бюджетного времени: суточный, недельный, декадный, месячный, семестровый (у студентов), годовой и т.д.

Градация бюджетного времени может простираться вплоть до временных рамок жизни человека (средняя продолжительность жизни) или времени существования определенных стран, государств, и длительности исторических эпох. Любой временной бюджет складывается из трёх главных временных затрат: время непреложных затрат, рабочее время и свободное время.

Время непреложных затрат – это та часть общего бюджета времени, которая расходуется на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей, выполнение семейных обязанностей и т.п.

Рабочее время − это временная затрата, связанная с выполнением профессиональных функций и работой на производстве, регламентируемая должностными инструкциями, характером и графиком работы.

Рабочее время может исчисляться ежедневно, сменным способом, вахтовым способом и т.п. в некоторых творческих профессиях определение жестких рамок рабочего времени затруднено в силу объективных причин и должностные обязанности могут выполняться специалистами вне производственных помещений, в разное время суток, в выходные и праздничные дни и т.д.

Свободное время − это время, остающееся за вычетом бюджетов рабочего времени и непреложных занятий. Оно рассматривается как часть общего бюджета времени, свободная от выполнения гражданских, профессиональных, семейных дел и физиологических функций (сон, питание др.).

Человек выбирает, чем ему заниматься в свободное время с учётом своих интересов, склонностей, материальных возможностей, физического состояния, социального статуса и уровня культуры.

В структуре свободного времени можно выделить следующие элементы:

  • общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых;
  • лично регулируемую часть, куда относятся индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские и дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях.

Таким образом, свободное время представляет ценность не само для себя, а в способности человека правильно его использовать. По утверждению Г. П. Орловой, это время предназначено для развития умственных и физических способностей, а также удовлетворения социальных потребностей.

В структуре свободного времени можно выделить время досуга и время более возвышенной деятельности. И если досуг на современном этапе чаще всего рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, в большей степени отдых, то под временем для возвышенной деятельности понимаются занятия, во время которых происходит развитие личности.

К такого рода занятиям можно отнести творчество, самообразование, не имеющее непосредственную связь с профессией, занятие спортом, туризм, экскурсии и т. д. Свобода, которая рождается досугом, не просто праздность, бездеятельность, а возможность самому решать, что делать и как потратить это время так, чтобы и отдохнуть, и получить удовольствие, и реализоваться, и чему-то научиться.

Интересно
Досуговая часть свободного времени, как правило, наименее объемна по сравнению с другими видами бюджета времени. досуговое время используется для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.

Отдых – это определяемый социальными условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстановляющий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)