Сущность и содержание понятия досуговой деятельности

Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики и др. Понятие «досуг» – категория социологическая. Проблеме исследования культурно-досуговой деятельности посвящены труды таких учёных как И. М. Асанова, О. Д. Дашковская, А. Д. Жаркова, В. М. Чижиков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, А. С. Рылеева и др.

Досуг − это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.); расходуется на восстановление духовных и физических сил человека. В его структуру входят самообразование и приобщение к культуре.

Значительный вклад в уточнение понятия «досуг» внесли педагогические исследования (М. Г. Бушканец, А. Ф. воловик, В. А. воловик, И. А. Новикова, Э. В. соколов, В. Я. суртаев, Б. А. титов, С. А. Шмаков и др.).

Под досугом принято понимать предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. Особо подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, самореализации и самосовершенствования.

Досуг – это средство погружения человека в культуру с целью его физического, нравственно-духовного развития.

До начала ХХ века досуг рассматривали исключительно как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.

В современный период слово «досуг» употребляется в следующих значениях:

  • в качестве синонима свободного времени;
  • как свободная (нерабочая) деятельность;
  • как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент;
  • как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта;
  • как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют на познавательную, ценностно-ориентированную, практически преобразующую, творческую (по А. С. Рылеевой). Познавательная деятельность предполагает усвоение информации, получение нового знания в результате участия в рамках занятий, дискуссий и т.д.

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет изменять свое отношение к окружающему миру и с разных точек зрения оценивать общественные явления, события и поступки.

Практически-преобразующая деятельность направлена на созидание и преобразование личности на основе реальных действий.

Досуг с позиций жизни общества важен для стабилизации, предотвращения общественных конфликтов, снятия напряженности, укрепления взаимосвязи поколений, духовного общения, удовлетворения потребности личности в удовольствии и т. д. Чем более самоценной становится жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. Под культурным досугом принято понимать не просто свободное, праздное время, а время для осуществления значимых для личности и ее самореализации форм деятельности.

Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно исторической программы развития личности. Досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой.

Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. Таким образом, культурно-досуговая деятельность − это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Культурно-досуговая деятельность – это специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, обеспечивающие распространение духовно-культурных ценностей (по Н. Ф. Максютину).

Опираясь на теоретические и практические исследования А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. С. Рылеевой, выделим основные принципы культурно-досуговой деятельности:

  • принцип неразрывной связи с жизнью, практическими задачами общества, что предполагает целенаправленность культурно-досуговой деятельности и непрерывность данного процесса;
  • принцип дифференцированный подхода к различным слоям населения, который подразумевает под собой организацию мероприятий, учитывая возрастные, социальные, профессиональные и другие особенности людей;
  • принцип опоры на самодеятельность людей означает наличие в учреждениях культуры и образования профессионально компетентных специалистов, знающих свое дело, умелых организаторов (данный принцип способствует, с одной стороны, социализации личности, а с другой – её индивидуализации, возможности проявить себя, реализовать свои способности, самоутвердиться);
  • принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: соответствие занятий уровню интересов и способностей человека; временная продолжительность и схема переключения с одних занятий на другие и т.д.;
  • принцип системного подхода, который подразумевает осуществление культурно-досуговой деятельности согласно сформированным программам, проектам, учитывающим государственные приоритеты культурной политики, дифференцированному подходу к аудитории, что подразумевает изучение интересов и потребностей людей, а также использование современных методик и технологий организации досуга;
  • принцип всеобщности и доступности предполагает возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, досуговых запросов и интересов;
  • принцип индивидуального подхода, предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды при обеспечении их досуга;
  • принцип систематичности и целенаправленности, который предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов;
  • принцип преемственности, который предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений;
  • принцип занимательности, который заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность, её содержание направлено на:

  • противостояние девальвации культуры;
  • сохранение культурной преемственности поколений;
  • обеспечение социокультурной защиты прав людей на удовлетворение духовных потребностей и культурную самобытность;
  • создание условий для содержательного и развивающего досуга;
  • стимулирование развития общественной активности и инициативы;
  • осуществление дифференцированного подхода в работе с различными возрастными и социальными группами населения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)